Глава 45. Мудрость
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Этический смысл упцЯб и sapientia
Платону упцЯб представлялась как добродетель «части души», пусть даже и
высшей; Аристотель уже отдавал ей первое место как «дианоэтической доброде$
тели»; начиная же со Стои почти все содержание этики рассматривалась сквозь
408 Часть 2. Раздел V
1 Цитируемые положения взяты из кн.: SalomonM. Die Idee der Strafe in Philosophische Abhandlun$
gen. Berlin, 1912. S. 241 и предыд.
призму «идеала мудреца». УпцЯб в дальнейшем развитии все более виделась как
воплощение всех добродетелей.
Не стоит удивляться, что частный смысл мудрости при этом теряется и в кон$
це концов остается некое содержательно выхолощенное образование, которое
могло быть наполовину зеркалом добродетели, наполовину ужасной картиной
морально живого. Но вопреки всей тривиальности, характеризующей этот про$
цесс осквернения, в упцЯб присутствует высокий, подлинно этический идеал,
нравственная ценность особого рода. Эту ценность легко схватить в прямой про$
тивоположности к ценности справедливости, содержание которой ориентирова$
но на целокупность. Мудрость этого направления не разделяет. По тенденции
она шире.
Теоретической ценности усмотрения, истины, знания она касается лишь кос$
венно. Они выступают в отношении мудрости как служебные ценности, но про$
тивопоставлены ее сущности. Поэтому аристотелевское понимание упцЯб как
дианоэтической добродетели уже является ошибочным. Ибо отсюда один шаг до
созерцательного самоудовлетворения и непрактичной оторванности от мира.
Именно всесторонняя близость миру, контакт со всем, что в нем несет какую$то
ценность, составляет практический смысл мудрости.
Но и не одна только ценностная зоркость, этически априорная интуиция, со$
ставляет ее содержание, и не одно только предвидение (prudentia) практического
сознания, которая представляет взятую для себя житейскую смекалку и не несет
совершенно никакой ценности умонастроения. Неверно понимать мудрость и
как синтез этих моментов, всестороннюю ценностно соотнесенную жизненную
ориентацию. И это было бы слишком близко ценности интеллектуального ус$
мотрения. Лишь действительно нравственной основной установкой, первичной
ценностью направления самого акта может быть мудрость как «добродетель».
Все упомянутые моменты, сколь бы ценны они ни были в своем роде, нельз
приписать собственно личности, представляют собой дело индивидуальной
склонности или же невольного усмотрения. Ответственность за их упущение ка$
сается человека только в очень ограниченной мере.
Ценность умонастроения в мудрости есть особого рода установка человека на
жизнь вообще, как свою так и чужую. На шаг приблизиться к ней можно, если
исходить из точного смысла термина, которым переводят на латынь греческое
упцЯб — sapientia. Однокоренным является глагол «sapere» (пробовать на вкус).
Sapientia — это этический вкус, причем тонкий, дифференцированный, ценно$
стно различающий, культивированный этический вкус «морального органа», по$
скольку он, направленный на полноту жизни, означает контакт со всем и есть ут$
вердительная, обобщающая установка на все, что ценно. Это принципиально
нечто иное, нежели знание, усмотрение, предвидение, ознакомление. Это —
проникновение ценностного чувства в жизнь, во всякое чувствование предмета,
во все реакции и акции, вплоть до спонтанных; во всякое переживание сопутст$
вующих «ценностных ответов», осуществление всего собственного этического
бытия с его точками зрения, ценностно соотнесенная основная стационарна
позиция практического сознания. В строгой антиинтеллектуалистской трактов$
ке можно было бы, пожалуй, назвать мудрость «этической духовностью», а
именно — господствующим над всей жизнью положением этоса вообще как ос$
новного духовного фактора человечности.
Глава 45. Мудрость 409
b) Сократический идеал жизни
Сократовское самопознание — первый плод этой установки. Только над ней
могут подняться более позитивные ценностные моменты. Со страхом, раскаяни$
ем, сомнением, малодушием самопознание не имеет ничего общего, хотя оно и
негативно. Напротив, ей свойственна определенная трезвость взгляда на самого
себя. Самопознание означает знание именно в том пункте, где «знать» тяжелее
всего, где все естественные тенденции препятствуют объективности знания: зна$
ние о собственном этическом небытии, несостоятельности, недостаточности.
Этическую же весомость этого знания можно измерить по ценности того, что
оно за собой влечет, т. е. по ценности восприимчивости к надлежащему нравст$
венному бытию, к тому, чем ты должен быть.
Здесь подтверждается сократовский тезис о том, что в добродетели заключено
знание, причем без того преувеличения, которое явно сквозит в отождествлении
добродетели и знания. Напротив, даже этому заблуждению интеллектуализма
подлинное самопознание ставит предел, и не только в теории, но в самом нрав$
ственном ощущении человека. Всякой переоценке одного только знания здесь
противостоит само знание, а именно, знание о том, что никакого усмотрени
блага недостаточно, чтобы быть благим, что именно воля, решение, сила дейст$
вий, преодоление себя самого отстают от результата усмотрения.
Умонастроение мудрого есть установка человека, направленная из скромно$
сти его самопознания на этические ценности. Таким образом, ценность мудро$
сти вообще, в отличие от блага, не есть направление на ценности, даже и на выс$
шие ценности; мудрость не совпадает с благом, хотя однозначно пребывает в его
всеобщей ценностной направленности. К мудрости принадлежит в первую оче$
редь сохранение у собственной личности объективности этического «вкуса»,
причем не в направленности на эту личность, но во всякой соответствующей ин$
тенция. Именно это, прежде всего, составляет известную черту ясности и спо$
койствия, внутреннего возвышенного отстранения и духовного самообладания,
которая, несомненно, представлена в античном этосе упцЯб—даже при всей его
односторонности. Для мудрого доминирование ценностей (или этических идей,
если пользоваться терминами Платона) в их идеальности представляется естест$
венным. Мотивы и цели иного рода суть шаг назад по сравнению с этим. В этом
смысле Платон был прав, закрепив эту добродетель прямо в «созерцании идей»,
в том понимании, что человек, имея возможность видеть идеи, видит в их свете
все, с чем сталкивается в жизни. Мудрый ценностное мерило, которым он обла$
дает в своем духовном «вкусе» (sapientia), привносит во все жизненные отноше$
ния, пропитывает им свой взгляд на жизнь. Доминирование ценностей над муд$
рым происходит не через его рефлексию по поводу них, не через знание им запо$
ведей, но непосредственно, интуитивно, чувственно, это доминирование идет от
нравственного ощущения и сохраняется в любом поступке мудрого, каким бы
импульсивным он ни был.
В образе Сократа, который столетиями определял идеал мудреца, есть еще
один момент, пошедший на пользу развитию этого идеала. Муж, который макси$
му «познай самого себя» сделал девизом своей жизни, представлялся носителем
некого «внутреннего голоса», предостерегающего своего обладателя о том, где он
может ошибиться. Сократ называет его «божественным» в себе, daimonion. Мно$
410 Часть 2. Раздел V
гое потом вкладывалось в понятие этого daimonion. Но нельзя оспорить, что это
своего рода этическая дивинация, догадка относительно дальнейших перспек$
тив, насколько они в данной ситуации не даны. Интуитивное схватывание си$
туации для мудрого уже определено в этой дальнейшей перспективе, например
в идее. Схватывание смысла ситуации зависит от перспективы, в которой она ви$
дится. Чем больше перспектива, тем осмысленнее ситуация. Этическая дивина$
ция есть смыслополагание. Ибо в основе своей она есть живое ценностное чувст$
во — только смутное, догадывающееся, еще не различающее содержания. Муд$
рый оказывается впереди самого себя и своего ограниченного понимания при
помощи как бы тысячи зондов; он живет не только в том, что перед глазами, но
всегда на шаг вперед. Но именно в этом состоит строгий смысл sapientia.
c) Этический оптимизм и способность к счастью
Само собой разумеется, что с полнотой данных повышается и точность оцен$
ки ситуации, будь то активное формирование или только причастность. И это
имеет обратное влияние на душевную позицию мудрого, на его общую оценку
жизни. По его общему облику его можно охарактеризовать как знающего опти$
миста. Имеется в виду, конечно, не эвдемонологический, но подлинно этиче$
ский оптимизм, следование ценностному чувству. Мудрец открыт всему, всему
восприимчив, всегда учится, никогда не поучает. Все способствует его морально$
му росту и, хотя и ненамеренно, ценностному потенцированию его собственной
жизни—но одновременно, поскольку он делится с другими, также ценностному
потенцированию и их жизни.
Положение мудреца по отношению к чужой жизни и к чужой личности далеко
не сводится к правовому поведению. Оно есть интерес к своеобразию другого, же$
лание воспринимать именное иное, уважение чужих ценностей. Мудрец имеет
редкую добродетель: желание понимать до всякого понимания, признание даже и
там, где понимание бессильно. Если представить, как часто люди не понимают
друг друга потому, что не имеют достаточно воли и терпения, и как велика, с другой
стороны, ностальгия всех тех, которые всю жизнь тщетно жаждут понимающей
души, то легко понять, каким спасительным, освобождающим, благодетельствую$
щим является мудрец среди немудрых. Он — прирожденный друг, душевный по$
мощник.Ине менее того он и нравственный вождь, воспитатель. Руководство чу$
жой жизнью заключается не в предъявлении требований, но в направлении лично$
сти к ее собственным непонятым ценностям. И здесь это—этическая дивинация,
которое расширяет ценностный взгляд за границу собственно понимания.
Насколько мало знающий оптимизм мудреца эвдемоничен, настолько он при$
ближает своего носителя к действительной эвдемонии. Тезис древних, будто муд$
рый есть счастливый, хоть и не касается этического ядра мудрости, но все же пра$
вилен. Он выражает естественное следствие истинной упцЯб. Покой и ясность,
взгляд, исполненный любви к своеобразию и ценностному содержанию — край$
няя противоположность «охоты за счастьем», и тем самым одновременно и всему
собственно эвдемонизму.Но в сущности счастья заключено, что оно всегда выпа$
дает тому, кто к нему не стремится (см. гл. 10 f). Мудрец объединяет в себе и серд$
це, полное идеалов, и трезвость мысли, чуждый честолюбивым ожиданиям в той
же мере, что и безразличию к подлинным благам, к зависти и рессентименту. Мас$
Глава 45. Мудрость 411
штаб ему задает не чужое счастье, но собственное достоинство быть счастливым,
последнее же у него есть, ибо живет он в строгой самокритике, более чем доволь$
ный тем изобилием счастья, что дает ему действительная жизнь. Крайняя зани$
женность требований, предъявляемых киниками жизни, в кинизме есть утриро$
вание данного принципа, так же и стоическая «самодостаточность» (’ бхфЬскейб).
Но в тенденции независимости от внешних благ, пожалуй, проявляется истинна
черта мудрого. Не меньшее право имеет и эпикурейский идеал, если его не пре$
увеличивать; он ориентирован на то, чтобы мудро брать счастье, которое всегда
близко. Не преследованием собственных выгод живет мудрец, но культивирова$
нием тонкого чувства многообразного ценного и в постоянной всесторонней при$
частности к нему. Он живет в изобилии; ему принадлежит все, что он может вос$
принять и оценить. Понимающий взгляд, живой интерес и совершенствование
ценностного чувства в соприкосновении с ценностным богатством действитель$
ности есть с его точки зрения рост изобилия и душевного богатства.
В синтезе стоического и эпикурейского идеалов жизни заключена истинна
идея мудрости. Чувство ценностно направляемой действительности есть тайна
мудреца. Для него невнимательное упущение ценностного изобилия — такое же
прегрешение перед жизнью, как неисполнимая, утопическая жизненная претен$
зия. Чистая радость по поводу всего, что достойно радости, отсутствие зависти к
чужому счастью, уважительное признание чужого превосходства характеризуют
мудреца. Он охвачен глубокой благодарностью, благоговейным почтением к
ценностному царству жизни. Мудрому мир действительного представляется бес$
конечно богаче, чем его могут выразить поэзия и идеалы. Он живет в сознании
своей ограниченности, малости, отсталости и невозможности исчерпания всех
ценностных богатств. Он видит себя самого как перенасыщенного богатствами,
чья способность потребления не справляется с изобилием. Его сума уже наполне$
на, его способность к счастью превосходит любой избыток.Итак как он благода$
ря такому своему богатству невольно является образцом для других, он единст$
венный, кто ведет людей к внутренней духовной свободе и настоящему счастью.
a) Этический смысл упцЯб и sapientia
Платону упцЯб представлялась как добродетель «части души», пусть даже и
высшей; Аристотель уже отдавал ей первое место как «дианоэтической доброде$
тели»; начиная же со Стои почти все содержание этики рассматривалась сквозь
408 Часть 2. Раздел V
1 Цитируемые положения взяты из кн.: SalomonM. Die Idee der Strafe in Philosophische Abhandlun$
gen. Berlin, 1912. S. 241 и предыд.
призму «идеала мудреца». УпцЯб в дальнейшем развитии все более виделась как
воплощение всех добродетелей.
Не стоит удивляться, что частный смысл мудрости при этом теряется и в кон$
це концов остается некое содержательно выхолощенное образование, которое
могло быть наполовину зеркалом добродетели, наполовину ужасной картиной
морально живого. Но вопреки всей тривиальности, характеризующей этот про$
цесс осквернения, в упцЯб присутствует высокий, подлинно этический идеал,
нравственная ценность особого рода. Эту ценность легко схватить в прямой про$
тивоположности к ценности справедливости, содержание которой ориентирова$
но на целокупность. Мудрость этого направления не разделяет. По тенденции
она шире.
Теоретической ценности усмотрения, истины, знания она касается лишь кос$
венно. Они выступают в отношении мудрости как служебные ценности, но про$
тивопоставлены ее сущности. Поэтому аристотелевское понимание упцЯб как
дианоэтической добродетели уже является ошибочным. Ибо отсюда один шаг до
созерцательного самоудовлетворения и непрактичной оторванности от мира.
Именно всесторонняя близость миру, контакт со всем, что в нем несет какую$то
ценность, составляет практический смысл мудрости.
Но и не одна только ценностная зоркость, этически априорная интуиция, со$
ставляет ее содержание, и не одно только предвидение (prudentia) практического
сознания, которая представляет взятую для себя житейскую смекалку и не несет
совершенно никакой ценности умонастроения. Неверно понимать мудрость и
как синтез этих моментов, всестороннюю ценностно соотнесенную жизненную
ориентацию. И это было бы слишком близко ценности интеллектуального ус$
мотрения. Лишь действительно нравственной основной установкой, первичной
ценностью направления самого акта может быть мудрость как «добродетель».
Все упомянутые моменты, сколь бы ценны они ни были в своем роде, нельз
приписать собственно личности, представляют собой дело индивидуальной
склонности или же невольного усмотрения. Ответственность за их упущение ка$
сается человека только в очень ограниченной мере.
Ценность умонастроения в мудрости есть особого рода установка человека на
жизнь вообще, как свою так и чужую. На шаг приблизиться к ней можно, если
исходить из точного смысла термина, которым переводят на латынь греческое
упцЯб — sapientia. Однокоренным является глагол «sapere» (пробовать на вкус).
Sapientia — это этический вкус, причем тонкий, дифференцированный, ценно$
стно различающий, культивированный этический вкус «морального органа», по$
скольку он, направленный на полноту жизни, означает контакт со всем и есть ут$
вердительная, обобщающая установка на все, что ценно. Это принципиально
нечто иное, нежели знание, усмотрение, предвидение, ознакомление. Это —
проникновение ценностного чувства в жизнь, во всякое чувствование предмета,
во все реакции и акции, вплоть до спонтанных; во всякое переживание сопутст$
вующих «ценностных ответов», осуществление всего собственного этического
бытия с его точками зрения, ценностно соотнесенная основная стационарна
позиция практического сознания. В строгой антиинтеллектуалистской трактов$
ке можно было бы, пожалуй, назвать мудрость «этической духовностью», а
именно — господствующим над всей жизнью положением этоса вообще как ос$
новного духовного фактора человечности.
Глава 45. Мудрость 409
b) Сократический идеал жизни
Сократовское самопознание — первый плод этой установки. Только над ней
могут подняться более позитивные ценностные моменты. Со страхом, раскаяни$
ем, сомнением, малодушием самопознание не имеет ничего общего, хотя оно и
негативно. Напротив, ей свойственна определенная трезвость взгляда на самого
себя. Самопознание означает знание именно в том пункте, где «знать» тяжелее
всего, где все естественные тенденции препятствуют объективности знания: зна$
ние о собственном этическом небытии, несостоятельности, недостаточности.
Этическую же весомость этого знания можно измерить по ценности того, что
оно за собой влечет, т. е. по ценности восприимчивости к надлежащему нравст$
венному бытию, к тому, чем ты должен быть.
Здесь подтверждается сократовский тезис о том, что в добродетели заключено
знание, причем без того преувеличения, которое явно сквозит в отождествлении
добродетели и знания. Напротив, даже этому заблуждению интеллектуализма
подлинное самопознание ставит предел, и не только в теории, но в самом нрав$
ственном ощущении человека. Всякой переоценке одного только знания здесь
противостоит само знание, а именно, знание о том, что никакого усмотрени
блага недостаточно, чтобы быть благим, что именно воля, решение, сила дейст$
вий, преодоление себя самого отстают от результата усмотрения.
Умонастроение мудрого есть установка человека, направленная из скромно$
сти его самопознания на этические ценности. Таким образом, ценность мудро$
сти вообще, в отличие от блага, не есть направление на ценности, даже и на выс$
шие ценности; мудрость не совпадает с благом, хотя однозначно пребывает в его
всеобщей ценностной направленности. К мудрости принадлежит в первую оче$
редь сохранение у собственной личности объективности этического «вкуса»,
причем не в направленности на эту личность, но во всякой соответствующей ин$
тенция. Именно это, прежде всего, составляет известную черту ясности и спо$
койствия, внутреннего возвышенного отстранения и духовного самообладания,
которая, несомненно, представлена в античном этосе упцЯб—даже при всей его
односторонности. Для мудрого доминирование ценностей (или этических идей,
если пользоваться терминами Платона) в их идеальности представляется естест$
венным. Мотивы и цели иного рода суть шаг назад по сравнению с этим. В этом
смысле Платон был прав, закрепив эту добродетель прямо в «созерцании идей»,
в том понимании, что человек, имея возможность видеть идеи, видит в их свете
все, с чем сталкивается в жизни. Мудрый ценностное мерило, которым он обла$
дает в своем духовном «вкусе» (sapientia), привносит во все жизненные отноше$
ния, пропитывает им свой взгляд на жизнь. Доминирование ценностей над муд$
рым происходит не через его рефлексию по поводу них, не через знание им запо$
ведей, но непосредственно, интуитивно, чувственно, это доминирование идет от
нравственного ощущения и сохраняется в любом поступке мудрого, каким бы
импульсивным он ни был.
В образе Сократа, который столетиями определял идеал мудреца, есть еще
один момент, пошедший на пользу развитию этого идеала. Муж, который макси$
му «познай самого себя» сделал девизом своей жизни, представлялся носителем
некого «внутреннего голоса», предостерегающего своего обладателя о том, где он
может ошибиться. Сократ называет его «божественным» в себе, daimonion. Мно$
410 Часть 2. Раздел V
гое потом вкладывалось в понятие этого daimonion. Но нельзя оспорить, что это
своего рода этическая дивинация, догадка относительно дальнейших перспек$
тив, насколько они в данной ситуации не даны. Интуитивное схватывание си$
туации для мудрого уже определено в этой дальнейшей перспективе, например
в идее. Схватывание смысла ситуации зависит от перспективы, в которой она ви$
дится. Чем больше перспектива, тем осмысленнее ситуация. Этическая дивина$
ция есть смыслополагание. Ибо в основе своей она есть живое ценностное чувст$
во — только смутное, догадывающееся, еще не различающее содержания. Муд$
рый оказывается впереди самого себя и своего ограниченного понимания при
помощи как бы тысячи зондов; он живет не только в том, что перед глазами, но
всегда на шаг вперед. Но именно в этом состоит строгий смысл sapientia.
c) Этический оптимизм и способность к счастью
Само собой разумеется, что с полнотой данных повышается и точность оцен$
ки ситуации, будь то активное формирование или только причастность. И это
имеет обратное влияние на душевную позицию мудрого, на его общую оценку
жизни. По его общему облику его можно охарактеризовать как знающего опти$
миста. Имеется в виду, конечно, не эвдемонологический, но подлинно этиче$
ский оптимизм, следование ценностному чувству. Мудрец открыт всему, всему
восприимчив, всегда учится, никогда не поучает. Все способствует его морально$
му росту и, хотя и ненамеренно, ценностному потенцированию его собственной
жизни—но одновременно, поскольку он делится с другими, также ценностному
потенцированию и их жизни.
Положение мудреца по отношению к чужой жизни и к чужой личности далеко
не сводится к правовому поведению. Оно есть интерес к своеобразию другого, же$
лание воспринимать именное иное, уважение чужих ценностей. Мудрец имеет
редкую добродетель: желание понимать до всякого понимания, признание даже и
там, где понимание бессильно. Если представить, как часто люди не понимают
друг друга потому, что не имеют достаточно воли и терпения, и как велика, с другой
стороны, ностальгия всех тех, которые всю жизнь тщетно жаждут понимающей
души, то легко понять, каким спасительным, освобождающим, благодетельствую$
щим является мудрец среди немудрых. Он — прирожденный друг, душевный по$
мощник.Ине менее того он и нравственный вождь, воспитатель. Руководство чу$
жой жизнью заключается не в предъявлении требований, но в направлении лично$
сти к ее собственным непонятым ценностям. И здесь это—этическая дивинация,
которое расширяет ценностный взгляд за границу собственно понимания.
Насколько мало знающий оптимизм мудреца эвдемоничен, настолько он при$
ближает своего носителя к действительной эвдемонии. Тезис древних, будто муд$
рый есть счастливый, хоть и не касается этического ядра мудрости, но все же пра$
вилен. Он выражает естественное следствие истинной упцЯб. Покой и ясность,
взгляд, исполненный любви к своеобразию и ценностному содержанию — край$
няя противоположность «охоты за счастьем», и тем самым одновременно и всему
собственно эвдемонизму.Но в сущности счастья заключено, что оно всегда выпа$
дает тому, кто к нему не стремится (см. гл. 10 f). Мудрец объединяет в себе и серд$
це, полное идеалов, и трезвость мысли, чуждый честолюбивым ожиданиям в той
же мере, что и безразличию к подлинным благам, к зависти и рессентименту. Мас$
Глава 45. Мудрость 411
штаб ему задает не чужое счастье, но собственное достоинство быть счастливым,
последнее же у него есть, ибо живет он в строгой самокритике, более чем доволь$
ный тем изобилием счастья, что дает ему действительная жизнь. Крайняя зани$
женность требований, предъявляемых киниками жизни, в кинизме есть утриро$
вание данного принципа, так же и стоическая «самодостаточность» (’ бхфЬскейб).
Но в тенденции независимости от внешних благ, пожалуй, проявляется истинна
черта мудрого. Не меньшее право имеет и эпикурейский идеал, если его не пре$
увеличивать; он ориентирован на то, чтобы мудро брать счастье, которое всегда
близко. Не преследованием собственных выгод живет мудрец, но культивирова$
нием тонкого чувства многообразного ценного и в постоянной всесторонней при$
частности к нему. Он живет в изобилии; ему принадлежит все, что он может вос$
принять и оценить. Понимающий взгляд, живой интерес и совершенствование
ценностного чувства в соприкосновении с ценностным богатством действитель$
ности есть с его точки зрения рост изобилия и душевного богатства.
В синтезе стоического и эпикурейского идеалов жизни заключена истинна
идея мудрости. Чувство ценностно направляемой действительности есть тайна
мудреца. Для него невнимательное упущение ценностного изобилия — такое же
прегрешение перед жизнью, как неисполнимая, утопическая жизненная претен$
зия. Чистая радость по поводу всего, что достойно радости, отсутствие зависти к
чужому счастью, уважительное признание чужого превосходства характеризуют
мудреца. Он охвачен глубокой благодарностью, благоговейным почтением к
ценностному царству жизни. Мудрому мир действительного представляется бес$
конечно богаче, чем его могут выразить поэзия и идеалы. Он живет в сознании
своей ограниченности, малости, отсталости и невозможности исчерпания всех
ценностных богатств. Он видит себя самого как перенасыщенного богатствами,
чья способность потребления не справляется с изобилием. Его сума уже наполне$
на, его способность к счастью превосходит любой избыток.Итак как он благода$
ря такому своему богатству невольно является образцом для других, он единст$
венный, кто ведет людей к внутренней духовной свободе и настоящему счастью.