Глава 44. Справедливость
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Право, равенство и справедливость личности
Платоновская система добродетелей венчалась справедливостью (дйкбйпуэнз).
Она должна была быть своего рода вершиной самообладания, храбрости и муд$
рости. Это соответствовало основному направлению Платона на ценность обще$
ства. Само по себе это требование не заключено в сущности этих четырех добро$
детелей. Но центральное место справедливости в их группе сохраняется. Поэто$
му справедливость будет рассмотрена первой из них.
Первый, приблизительный смысл справедливости — тенденция, противо$
стоящая грубому эгоизму отдельного человека. Эгоист в своем желании обладать
благами жизни придерживается следующей позиции: все для меня, что остаетс
для другого — безразлично. Справедливость противопоставляет этому такую
тенденцию: не все для меня, но мне и другому одно и то же. Всякое грубое пре$
грешение против окружающих, направлено ли оно против тела, жизни, владе$
ния, социального положения, репутации или чести, получает отпор в виде этой
принципиальной установки. Существенна в ней изначально идея равенства: рав$
ные права и равные обязанности с другими, как по отношению к отдельному че$
ловеку, так и ко всему данному обществу — исходя из понимания общей ситуа$
ции, что это — основное условие совместной жизни вообще.
Этот принцип содержательно может означать разное. Для античного человека
он означал в первую очередь только следующее: равное для равных; из чего выте$
кало обратное следствие: неравное для неравных. В этом случае действие данно$
го принципа не выходит за пределы данного неравенства эмпирических индиви$
дов. Лишь в противоположность этому — под влиянием христианства — пробил
себе дорогу расширенный вариант этого требования: равное право для всех. Это
значит: как бы неравны ни были люди по характеру, образу мыслей или социаль$
ному положению, существует некая инстанция, перед которой все равны. Эта
идея равенства есть строго идеальное требование; она не отменяет различий ме$
жду людьми и распространяется не на все жизненные отношения, но только на
совершенно определенные, на некоторые основания и первичные права любого
человека вообще. Смысл всякого позитивного права состоял в том, чтобы быть
формулировкой этих первичных прав во всех их многочисленных следствиях.
Неправое есть их нарушение, и в их смысле люди «должны» быть равны. Но не$
правое доказывает справедливость существования равенства, ведь и тот, кто на$
рушает последнее, в действительности еще претендует на него для собственной
личности, то есть действует вопреки своему собственному интересу. Тот, кто по$
хищает чужую собственность, все же стремится, чтобы та же самая вещная цен$
ность была его собственностью; что возможно только там, где вообще собствен$
ность считается неприкосновенной. Преступник своим деянием уничтожает
правовой базис, от которого он сам зависит в использовании плодов своего по$
ступка. По сути он исключает себя именно из того права, на которое претендует.
Справедливость — это не объективное право, даже не идеальное право. Пра$
во, в лучшем случае, — предмет интенции справедливого. Но язык способствует
такому смешению. «Справедливыми» в широком смысле закон, учреждение, су$
ществующий порядок могут быть, поскольку они отвечают идее прав. Но слово
«справедливый» в этом смысле не означает нравственную ценность личности.
Личность здесь даже не является носителем ценности; ценность, как бы ни осу$
ществлялась она в человеческих действиях, есть лишь объектная ценность, цен$
ность ситуаций, некое благо для человека. Ценным в этом смысле будет всякое
существующее и всякое идеальное право. Но в ином смысле «справедлив» чело$
век, который делает правое или ставит его своей целью, рассматривает окружаю$
щих и обращается с ними — в умонастроении или в действиях — с точки зрени
требуемого равенства. Здесь «справедливость» — ценность акта личности, нрав$
ственная ценность.
b) Творить неправое и терпеть неправое
Свое четкое выражение это последнее понятие нашло в борьбе платоновской
этики с софистическим понятием справедливости («Горгий» и «Государство»).
Софисты Калликл и Фрасимах выступают здесь как поборники своего рода мо$
рали силы, согласно которой «справедливо» то, что полезно более сильному, сла$
Глава 44. Справедливость 403
бому же — в убыток. Этот взгляд в определенном смысле можно обозначить как
естественный, доморальный. Его также можно отделить от морали силы и обоб$
щить. Существующее право имеет смысл лишь некоего средства, правовое чув$
ство человека — смысл лишь ценности успеха, а именно — охранительной ин$
станции против чужого вмешательства. Высшая несправедливость—терпеть не$
правое. Сохранять право—хорошо, отступать от него—плохо. Подразумеваетс
здесь исключительно ценность ситуации справедливости. Хотя эта ценность су$
ществует правомерно, но она не является нравственной.
Платон противопоставляет этому тезис: терпеть неправое — лучше, чем тво$
рить его. Таким образом, за один шаг осуществляется переход именно к нравст$
венной ценности. Пользоваться правами — высокое благо, но не больше. Тво$
рить правое, напротив, ценность совершенно иного рода. Это не какое$то благо,
а моральное достоинство личности. Никто не говорит об этом так выразительно
как Платон: кто терпит неправое, в 729 раз счастливее того, кто это неправое со$
вершает. Это звучит как какая$то острота. Но смысл, несомненно, следующий:
ценность справедливости как таковая несравнима с ценностью опыта справед$
ливости (пользования правами) — это ценность совершенно иного ранга. Ника$
кое претерпевание неправоты не оправдывает человека в нарушении им права.
Это можно понимать и так, как Платон хотел предоставить ценности справед$
ливости место высшей нравственной ценности. Если добродетель состоит в пра$
вильном поведении по отношению к окружающим, то имеет смысл признать
справедливость суммой добродетели. Ведь три другие платоновские добродетели
имеют характер уже чисто внутреннего поведения, по крайней мере в сравнении
со справедливостью.
c) Справедливость как низшая, наиболее элементарная ценность добродетели
Само по себе переоценкой справедливости это не является. Философское от$
крытие собственно нравственной ценности в ней, как оно было осуществлено в
сократовско$платоновской этике, не могло запросить слишком многого в своем
вновь выросшем ценностном сознании. Тем не менее, то, что в рамках платонов$
ской этики существует по праву, за этими рамками неустойчиво. Если прибавить
многообразие нравственных ценностей, которое было открыто с тех времен —
причем на основании этого первого, новаторского шага,— то тезис переворачи$
вается. Среди собственно ценностей добродетели справедливость должна быть
названа не высшей, но скорее низшей добродетелью.
Это выражается в том, что долженствование бытия в ней выражает не макси$
мум, но явно лишь минимум нравственного требования. Требование справедли$
вости от поведения человека, прежде всего, чисто негативное: не творить непра$
вого, не допускать злоупотреблений, не нарушать чужой свободы, не причинять
вреда чужой личности со всем, что ей принадлежит. Это то, что несомненно вы$
ражается в Десяти заповедях, в запретах: не убивать, не красть, не прелюбодейст$
вовать, не произносить ложного свидетельства, не желать того, что тебе не при$
надлежит. Если это—весь смысл нравственности, то ее тенденция исключитель$
но охранительная, а не созидательная. Всюду дело здесь идет об охране низших,
элементарных благ: жизни, собственности, семьи и т. д. Если справедливость
этим исчерпывается, то она — только ценность средства для ценностей тех благ.
404 Часть 2. Раздел V
Это, правда, отнюдь не исчерпывает сущности справедливости. Прежде всего,
за охраняемыми ценностями благ скрывается нечто морально позитивное, сфера
свободы личности. Именно на охрану свободы (как ценности ситуации) ориен$
тируется справедливость. Но проявляется и нечто большее. Право с его объек$
тивным порядком и равенством, как к нему стремится умонастроение справед$
ливого, является, пожалуй, охранительной инстанцией, и не только для низших
ценностей благ, но и для высших ценностей, которые напрямую его порядком не
затрагиваются. Все духовные, все собственно культурные ценности могут рас$
цвести только там, где жизнь, собственность, личная свобода и свобода действий
и т. д. гарантированы. Только при таких условиях создается основа для духовных
устремлений. Следовательно, в действительности справедливость создает про$
странство для высших ценностей. Развитая нравственная жизнь может начатьс
лишь там, где соблюдены основные общие условия. Справедливость же есть на$
правленная на их исполнение нравственная тенденция. Она есть предваритель$
ное условие всякого дальнейшего осуществления ценностей. Она как бы перва
среди ценностей добродетели. Законность есть минимум моральности, который
предшествует всякой развернутой нравственности.
d) Легальность и моральность
С этой минимальностью связано то, что объективное содержание справедли$
вости, право, может быть выражено в четкой форме, кодифицировано, и что там,
где отдельный человек добровольно его не исполняет, оно в определенных гра$
ницах допускает даже принуждение со стороны некой публичной, следящей за
его выполнением власти.
Такое установление и такое принуждение противоречит смыслу нравственно$
сти, сущность которой заключается в свободе исполнения и в творческом поиске
правильного от случая к случаю. Авторитарная заповедь, содержание которой
полностью определено — это не нравственная заповедь. Умонастроению нельз
предписывать его цели извне, не говоря уже о требовании их осуществления. Но
именно это правовое требование обращается не к умонастроению, а исключи$
тельно к действиям. Легальность—не моральность; только к первой может при$
вести правовое принуждение. Но низшие блага настолько элементарны,— и
именно потому, что они образуют основание реальности всех высших ценно$
стей,— что они как таковые требуют более сильной охранительной инстанции.
Одной доброй воли в данном случае недостаточно.
Это, конечно, не исключает, что такие минимальные и в принципе негатив$
ные простые требования могут полагаться целью и исполняться просто из благих
побуждений без всякого принуждения. Такие побуждения и такое исполнение,
естественно,— нравственный идеал, который связан со всеми требованиями
права. В этом случае моральность содержательно совпадает с легальностью.
И лишь тогда нравственное действие человека действительно «справедливо» в
моральном смысле слова. Всякое добровольное подчинение, всякое подлинное
послушание в отношении существующего порядка и законов, всякая действи$
тельная добродетель гражданственности как таковая — от скромной, непоколе$
бимой честности и добросовестности до самопожертвования личности — поко$
ится на такой нравственной позиции.
Глава 44. Справедливость 405
Это является решающим в справедливости. Нравственный ценностный ак$
цент в ней лежит вовсе не в направлении объективной—публичной или приват$
ной — ситуации, на которую направлена ее интенция, а в ценности нравствен$
ной позиции личности. И здесь, как и везде, нравственная ценность интенции
иная, нежели ценность того, что ставится целью, сколь бы значимой та ни была.
Справедливость как ценность умонастроения, хотя и фундирована ценность си$
туации правопорядка, но это отношение фундирования не составляет самоцен$
ности умонастроения. Воля к праву как таковая ценна, независимо от ценност$
ной высоты того, чему она способствует, что охраняет или гарантирует. Она по
праву существует даже тогда, когда интенция объективно ошибочна, ценность
ситуации правильного представляется неверно — точно так же, как она сущест$
вует независимо от успеха. Справедливый человек уважает чужую собственность
не потому, что она ценна как вещное благо, и не в зависимости от ее ценностной
высоты, но потому что это — чужая собственность, и в качестве таковой ставит
абсолютную границу его интенции обладать ею. Рубеж заключается в дистанции
между личностями и сферами их прав. В вещах уважается сфера как таковая.
Но и здесь объективная самоценность сферы еще не есть моральная ценность
ограничивающей себя интенции, но в последней выступает новая ценность,
нравственная ценность самой интенции. Свободная установка на правое, пре$
одоление внутренних противоречивых тенденций желания или страха, честолю$
бия или воли к власти — по ценности несравнимо выше, чем все ценности благ,
которые может преследовать такая установка. Именно это неизмеримо возвы$
шает самоценность справедливости над ценностностью только лишь пользы и
средства, составляет само то, что внушает почтение к скромному образу жизни,
который ведет невзрачная область права. В «объективном» праве, как оно гос$
подствует в судоговорении, эта нравственная ценность остается скрытой. С юри$
дической позиции нельзя делать различий между легальностью и моральностью.
Правовая оценка действует в отношении поступка — но как раз там легальность
и моральность не различить — убеждений судья$человек учитывать не вправе.
е) Законность и солидарность
Тем не менее, имеется еще более глубокая связь справедливости как ценности
добродетели со справедливостью как ценностью объективного порядка в обще$
ственном целом. Справедливость как ценность ситуации связана не с одним
лишь индивидом как носителем, но и с целокупностью. Ценность справедливо$
сти реализуется в целокупности. Правопорядок, который она создает, есть фор$
мирование общества как такового. Объективные формулировки государственно$
го, гражданского, уголовного и т. д. права суть нравственные творения наро$
дов$индивидов, в которых каждый из них реализует идею права, как он ее пони$
мает. Эти творения отражают нравственный облик народа точно так, как право$
вые убеждения—нравственный облик отдельного человека.Ив этом отношении
в правовых институтах заключено больше, чем одна только ценность ситуации.
Свою границу эта точка зрения находит в том, что общество как таковое нико$
гда не может достичь полной личностности, что моральная инициатива во всех
правовых творениях, в конце концов, принадлежит именно отдельному челове$
ку, есть плод его убеждений, сколь бы ни зависел этот отдельный человек от доб$
406 Часть 2. Раздел V
ровольного содействия других. И само это содействие есть опять$таки столь же
первичный акт индивидуальной инициативы. Наконец, дело обстоит так, что от$
дельный человек в отношении действующего в обществе права имеет двойствен$
ное положение. Он, с одной стороны, оказывается затронут правовыми норма$
ми, подчиняясь им и одновременно пользуясь их защитой; с другой стороны, он
отчасти оказывается и законодателем, который — косвенно ли или непосредст$
венно,— созидательно участвует непрерывному процессу правового развити
общества. Он, таким образом, несет свою долю ответственности за существую$
щее право. Такая со$ответственность есть необходимая обратная сторона его
подчинения; иначе это противоречило бы его личной свободе, охрана которой—
прерогатива права. Осознание такой причастности к ответственности характе$
ризует индивида именно как члена общества. Это основание его правовой и гра$
жданской солидарности с множеством равных ему людей.
Солидарность есть наиболее созидательный момент в исторической жизни
народов. Она составляет нечто первичное и в этической сущности гражданина; и
всюду, где она сильна и перевешивает отдельные претензии индивида, общество
достигает подлинного величия. Ослабление солидарности — упадок. Истори
Римской республики от ее расцвета до падения являет собой поучительный при$
мер. Эта солидарность, которая заключается в безоговорочном ручательстве от$
дельного человека за целое, есть подлинная ценность добродетели. Ибо она есть
ценность умонастроения отдельных личностей, как бы она ни достигала своей
полной силы лишь в совместных усилиях.
Правда, для нашего сегодняшнего ощущения эта ценность не сводится к цен$
ности справедливости. Для античного же человека, она полностью принадлежа$
ла к дйкбйпуэнз, она даже составляла его собственно основной состав, как он не$
явно предполагался. Правда, как таковую античная этика ее никогда полностью
так и не осветила.
Однако, по идее к правовой солидарности принадлежит больше, чем несуща
на себе всю ответственность отдельного человека за целое. Сюда принадлежит и
ответственность за отдельного человека, причем и там, где он сбивается с пра$
вильного пути и нарушает нормы права. Наказать нарушителя, обезвредить его,
убить или подвергнуть изгнанию — сомнительная обязанность для того, кто вы$
нужден ее исполнять как несущий ответственность, то есть, в конечном счете,
для каждого гражданина. Многократные попытки оправдать в правовых теориях
наказание, которые при всех своих противоречиях в основе своей все равно не$
удовлетворительны, оказываются в этом пункте несостоятельны, так как они де$
лаются исключительно с точки зрения целокупности и ответственности за нее,
ответственность же за нарушителя, имеющая сама по себе не меньшую значи$
мость, остается без внимания. Но если учесть, что общество теряет в нарушителе
гражданина, который, со своей стороны, является законодателем, то положение
вещей изменится, и вопрос об ответственности за нарушителя станет очень серь$
езным. В первую очередь нарушителя надо вернуть назад целокупности, восста$
новить его в правовом и гражданском отношении, и несение наказания оказыва$
ется средством для этого.
Но помимо того вопрос о вине нужно привести к ее последнему основанию, к
надындивидуальному, социальному основанию. И этот вопрос совпадает с во$
просом об ответственности. Ибо если нарушитель преступает закон из нужды, то
Глава 44. Справедливость 407
вина с него тем самым, конечно, не снимается, но в этом случае она падает не на
него одного, а на всех, кто допускает общественное состояние, провоцирующее
нужду или оставляющее ее без внимания. Идея всеобщей совместной ответст$
венности переходит здесь в вопрос, «не потому ли нарушитель утратил ориенти$
ровку в целокупности, что государство по отношению к нему было только неким
множеством» (то есть только партией, группой); если сфера его свобод с точки
зрения эмпирического «множества» была слишком ограничена, то перед госу$
дарством встает «нравственная задача расширения границ свободы, т. е. в луч$
шем смысле приспособления к нарушителю, который ориентировался бы на це$
локупность, а не на ложные представления о целокупности»1.
Если учесть, что государство со всеми своими правовыми институтами внут$
ренне революционизировано, никогда не останавливается в своем развитии, а
также что всякий раз именно в отдельных случаях в нем становятся видны недос$
татки и становятся возможными новые формы, то пересмотр существующего
права исходя из заключающейся в идее справедливости солидарности всех со
всеми (в том числе и с нарушителем) оказывается неизбежным следствием все$
общего участия в законодательстве. В действительности вину отдельного челове$
ка несут также и все. И все призваны добиваться такого изменения дел, которое
потребно в смысле справедливости.
Ценность этой солидарности есть ценность умонастроения отдельного чело$
века, но тем не менее такова, что он может обладать ею только в связи с целокуп$
ностью.Ив этом отношении она есть одновременно ценность целокупности, как
и справедливость вообще.Нопомимо этого она одновременно есть и требование,
направленное равным образом ко всем, требование, в котором люди должны
быть равны, причем равны в своем нравственном ощущении. Таким образом, это
одновременно ценность строгой всеобщности.Идаже самой строгой и самой аб$
солютной всеобщности, какую только можно помыслить, так как именно в ее
сущности заключено единообразие принципиального нравственного требова$
ния. Если взять ее четко, во всей полноте нравственных задач, которые в ней за$
ключаются, то одновременно это единообразие утрачивает весь схематизм; соли$
дарность ничуть не исключает многообразия требований, их живости и постоян$
ной новизны. Напротив, как раз в ней нарушается закостенелость объективного
смысла права и справедливости. Человек в солидарности выходит за свои преде$
лы, вставая перед вечной задачей созидания общества и творения права.
a) Право, равенство и справедливость личности
Платоновская система добродетелей венчалась справедливостью (дйкбйпуэнз).
Она должна была быть своего рода вершиной самообладания, храбрости и муд$
рости. Это соответствовало основному направлению Платона на ценность обще$
ства. Само по себе это требование не заключено в сущности этих четырех добро$
детелей. Но центральное место справедливости в их группе сохраняется. Поэто$
му справедливость будет рассмотрена первой из них.
Первый, приблизительный смысл справедливости — тенденция, противо$
стоящая грубому эгоизму отдельного человека. Эгоист в своем желании обладать
благами жизни придерживается следующей позиции: все для меня, что остаетс
для другого — безразлично. Справедливость противопоставляет этому такую
тенденцию: не все для меня, но мне и другому одно и то же. Всякое грубое пре$
грешение против окружающих, направлено ли оно против тела, жизни, владе$
ния, социального положения, репутации или чести, получает отпор в виде этой
принципиальной установки. Существенна в ней изначально идея равенства: рав$
ные права и равные обязанности с другими, как по отношению к отдельному че$
ловеку, так и ко всему данному обществу — исходя из понимания общей ситуа$
ции, что это — основное условие совместной жизни вообще.
Этот принцип содержательно может означать разное. Для античного человека
он означал в первую очередь только следующее: равное для равных; из чего выте$
кало обратное следствие: неравное для неравных. В этом случае действие данно$
го принципа не выходит за пределы данного неравенства эмпирических индиви$
дов. Лишь в противоположность этому — под влиянием христианства — пробил
себе дорогу расширенный вариант этого требования: равное право для всех. Это
значит: как бы неравны ни были люди по характеру, образу мыслей или социаль$
ному положению, существует некая инстанция, перед которой все равны. Эта
идея равенства есть строго идеальное требование; она не отменяет различий ме$
жду людьми и распространяется не на все жизненные отношения, но только на
совершенно определенные, на некоторые основания и первичные права любого
человека вообще. Смысл всякого позитивного права состоял в том, чтобы быть
формулировкой этих первичных прав во всех их многочисленных следствиях.
Неправое есть их нарушение, и в их смысле люди «должны» быть равны. Но не$
правое доказывает справедливость существования равенства, ведь и тот, кто на$
рушает последнее, в действительности еще претендует на него для собственной
личности, то есть действует вопреки своему собственному интересу. Тот, кто по$
хищает чужую собственность, все же стремится, чтобы та же самая вещная цен$
ность была его собственностью; что возможно только там, где вообще собствен$
ность считается неприкосновенной. Преступник своим деянием уничтожает
правовой базис, от которого он сам зависит в использовании плодов своего по$
ступка. По сути он исключает себя именно из того права, на которое претендует.
Справедливость — это не объективное право, даже не идеальное право. Пра$
во, в лучшем случае, — предмет интенции справедливого. Но язык способствует
такому смешению. «Справедливыми» в широком смысле закон, учреждение, су$
ществующий порядок могут быть, поскольку они отвечают идее прав. Но слово
«справедливый» в этом смысле не означает нравственную ценность личности.
Личность здесь даже не является носителем ценности; ценность, как бы ни осу$
ществлялась она в человеческих действиях, есть лишь объектная ценность, цен$
ность ситуаций, некое благо для человека. Ценным в этом смысле будет всякое
существующее и всякое идеальное право. Но в ином смысле «справедлив» чело$
век, который делает правое или ставит его своей целью, рассматривает окружаю$
щих и обращается с ними — в умонастроении или в действиях — с точки зрени
требуемого равенства. Здесь «справедливость» — ценность акта личности, нрав$
ственная ценность.
b) Творить неправое и терпеть неправое
Свое четкое выражение это последнее понятие нашло в борьбе платоновской
этики с софистическим понятием справедливости («Горгий» и «Государство»).
Софисты Калликл и Фрасимах выступают здесь как поборники своего рода мо$
рали силы, согласно которой «справедливо» то, что полезно более сильному, сла$
Глава 44. Справедливость 403
бому же — в убыток. Этот взгляд в определенном смысле можно обозначить как
естественный, доморальный. Его также можно отделить от морали силы и обоб$
щить. Существующее право имеет смысл лишь некоего средства, правовое чув$
ство человека — смысл лишь ценности успеха, а именно — охранительной ин$
станции против чужого вмешательства. Высшая несправедливость—терпеть не$
правое. Сохранять право—хорошо, отступать от него—плохо. Подразумеваетс
здесь исключительно ценность ситуации справедливости. Хотя эта ценность су$
ществует правомерно, но она не является нравственной.
Платон противопоставляет этому тезис: терпеть неправое — лучше, чем тво$
рить его. Таким образом, за один шаг осуществляется переход именно к нравст$
венной ценности. Пользоваться правами — высокое благо, но не больше. Тво$
рить правое, напротив, ценность совершенно иного рода. Это не какое$то благо,
а моральное достоинство личности. Никто не говорит об этом так выразительно
как Платон: кто терпит неправое, в 729 раз счастливее того, кто это неправое со$
вершает. Это звучит как какая$то острота. Но смысл, несомненно, следующий:
ценность справедливости как таковая несравнима с ценностью опыта справед$
ливости (пользования правами) — это ценность совершенно иного ранга. Ника$
кое претерпевание неправоты не оправдывает человека в нарушении им права.
Это можно понимать и так, как Платон хотел предоставить ценности справед$
ливости место высшей нравственной ценности. Если добродетель состоит в пра$
вильном поведении по отношению к окружающим, то имеет смысл признать
справедливость суммой добродетели. Ведь три другие платоновские добродетели
имеют характер уже чисто внутреннего поведения, по крайней мере в сравнении
со справедливостью.
c) Справедливость как низшая, наиболее элементарная ценность добродетели
Само по себе переоценкой справедливости это не является. Философское от$
крытие собственно нравственной ценности в ней, как оно было осуществлено в
сократовско$платоновской этике, не могло запросить слишком многого в своем
вновь выросшем ценностном сознании. Тем не менее, то, что в рамках платонов$
ской этики существует по праву, за этими рамками неустойчиво. Если прибавить
многообразие нравственных ценностей, которое было открыто с тех времен —
причем на основании этого первого, новаторского шага,— то тезис переворачи$
вается. Среди собственно ценностей добродетели справедливость должна быть
названа не высшей, но скорее низшей добродетелью.
Это выражается в том, что долженствование бытия в ней выражает не макси$
мум, но явно лишь минимум нравственного требования. Требование справедли$
вости от поведения человека, прежде всего, чисто негативное: не творить непра$
вого, не допускать злоупотреблений, не нарушать чужой свободы, не причинять
вреда чужой личности со всем, что ей принадлежит. Это то, что несомненно вы$
ражается в Десяти заповедях, в запретах: не убивать, не красть, не прелюбодейст$
вовать, не произносить ложного свидетельства, не желать того, что тебе не при$
надлежит. Если это—весь смысл нравственности, то ее тенденция исключитель$
но охранительная, а не созидательная. Всюду дело здесь идет об охране низших,
элементарных благ: жизни, собственности, семьи и т. д. Если справедливость
этим исчерпывается, то она — только ценность средства для ценностей тех благ.
404 Часть 2. Раздел V
Это, правда, отнюдь не исчерпывает сущности справедливости. Прежде всего,
за охраняемыми ценностями благ скрывается нечто морально позитивное, сфера
свободы личности. Именно на охрану свободы (как ценности ситуации) ориен$
тируется справедливость. Но проявляется и нечто большее. Право с его объек$
тивным порядком и равенством, как к нему стремится умонастроение справед$
ливого, является, пожалуй, охранительной инстанцией, и не только для низших
ценностей благ, но и для высших ценностей, которые напрямую его порядком не
затрагиваются. Все духовные, все собственно культурные ценности могут рас$
цвести только там, где жизнь, собственность, личная свобода и свобода действий
и т. д. гарантированы. Только при таких условиях создается основа для духовных
устремлений. Следовательно, в действительности справедливость создает про$
странство для высших ценностей. Развитая нравственная жизнь может начатьс
лишь там, где соблюдены основные общие условия. Справедливость же есть на$
правленная на их исполнение нравственная тенденция. Она есть предваритель$
ное условие всякого дальнейшего осуществления ценностей. Она как бы перва
среди ценностей добродетели. Законность есть минимум моральности, который
предшествует всякой развернутой нравственности.
d) Легальность и моральность
С этой минимальностью связано то, что объективное содержание справедли$
вости, право, может быть выражено в четкой форме, кодифицировано, и что там,
где отдельный человек добровольно его не исполняет, оно в определенных гра$
ницах допускает даже принуждение со стороны некой публичной, следящей за
его выполнением власти.
Такое установление и такое принуждение противоречит смыслу нравственно$
сти, сущность которой заключается в свободе исполнения и в творческом поиске
правильного от случая к случаю. Авторитарная заповедь, содержание которой
полностью определено — это не нравственная заповедь. Умонастроению нельз
предписывать его цели извне, не говоря уже о требовании их осуществления. Но
именно это правовое требование обращается не к умонастроению, а исключи$
тельно к действиям. Легальность—не моральность; только к первой может при$
вести правовое принуждение. Но низшие блага настолько элементарны,— и
именно потому, что они образуют основание реальности всех высших ценно$
стей,— что они как таковые требуют более сильной охранительной инстанции.
Одной доброй воли в данном случае недостаточно.
Это, конечно, не исключает, что такие минимальные и в принципе негатив$
ные простые требования могут полагаться целью и исполняться просто из благих
побуждений без всякого принуждения. Такие побуждения и такое исполнение,
естественно,— нравственный идеал, который связан со всеми требованиями
права. В этом случае моральность содержательно совпадает с легальностью.
И лишь тогда нравственное действие человека действительно «справедливо» в
моральном смысле слова. Всякое добровольное подчинение, всякое подлинное
послушание в отношении существующего порядка и законов, всякая действи$
тельная добродетель гражданственности как таковая — от скромной, непоколе$
бимой честности и добросовестности до самопожертвования личности — поко$
ится на такой нравственной позиции.
Глава 44. Справедливость 405
Это является решающим в справедливости. Нравственный ценностный ак$
цент в ней лежит вовсе не в направлении объективной—публичной или приват$
ной — ситуации, на которую направлена ее интенция, а в ценности нравствен$
ной позиции личности. И здесь, как и везде, нравственная ценность интенции
иная, нежели ценность того, что ставится целью, сколь бы значимой та ни была.
Справедливость как ценность умонастроения, хотя и фундирована ценность си$
туации правопорядка, но это отношение фундирования не составляет самоцен$
ности умонастроения. Воля к праву как таковая ценна, независимо от ценност$
ной высоты того, чему она способствует, что охраняет или гарантирует. Она по
праву существует даже тогда, когда интенция объективно ошибочна, ценность
ситуации правильного представляется неверно — точно так же, как она сущест$
вует независимо от успеха. Справедливый человек уважает чужую собственность
не потому, что она ценна как вещное благо, и не в зависимости от ее ценностной
высоты, но потому что это — чужая собственность, и в качестве таковой ставит
абсолютную границу его интенции обладать ею. Рубеж заключается в дистанции
между личностями и сферами их прав. В вещах уважается сфера как таковая.
Но и здесь объективная самоценность сферы еще не есть моральная ценность
ограничивающей себя интенции, но в последней выступает новая ценность,
нравственная ценность самой интенции. Свободная установка на правое, пре$
одоление внутренних противоречивых тенденций желания или страха, честолю$
бия или воли к власти — по ценности несравнимо выше, чем все ценности благ,
которые может преследовать такая установка. Именно это неизмеримо возвы$
шает самоценность справедливости над ценностностью только лишь пользы и
средства, составляет само то, что внушает почтение к скромному образу жизни,
который ведет невзрачная область права. В «объективном» праве, как оно гос$
подствует в судоговорении, эта нравственная ценность остается скрытой. С юри$
дической позиции нельзя делать различий между легальностью и моральностью.
Правовая оценка действует в отношении поступка — но как раз там легальность
и моральность не различить — убеждений судья$человек учитывать не вправе.
е) Законность и солидарность
Тем не менее, имеется еще более глубокая связь справедливости как ценности
добродетели со справедливостью как ценностью объективного порядка в обще$
ственном целом. Справедливость как ценность ситуации связана не с одним
лишь индивидом как носителем, но и с целокупностью. Ценность справедливо$
сти реализуется в целокупности. Правопорядок, который она создает, есть фор$
мирование общества как такового. Объективные формулировки государственно$
го, гражданского, уголовного и т. д. права суть нравственные творения наро$
дов$индивидов, в которых каждый из них реализует идею права, как он ее пони$
мает. Эти творения отражают нравственный облик народа точно так, как право$
вые убеждения—нравственный облик отдельного человека.Ив этом отношении
в правовых институтах заключено больше, чем одна только ценность ситуации.
Свою границу эта точка зрения находит в том, что общество как таковое нико$
гда не может достичь полной личностности, что моральная инициатива во всех
правовых творениях, в конце концов, принадлежит именно отдельному челове$
ку, есть плод его убеждений, сколь бы ни зависел этот отдельный человек от доб$
406 Часть 2. Раздел V
ровольного содействия других. И само это содействие есть опять$таки столь же
первичный акт индивидуальной инициативы. Наконец, дело обстоит так, что от$
дельный человек в отношении действующего в обществе права имеет двойствен$
ное положение. Он, с одной стороны, оказывается затронут правовыми норма$
ми, подчиняясь им и одновременно пользуясь их защитой; с другой стороны, он
отчасти оказывается и законодателем, который — косвенно ли или непосредст$
венно,— созидательно участвует непрерывному процессу правового развити
общества. Он, таким образом, несет свою долю ответственности за существую$
щее право. Такая со$ответственность есть необходимая обратная сторона его
подчинения; иначе это противоречило бы его личной свободе, охрана которой—
прерогатива права. Осознание такой причастности к ответственности характе$
ризует индивида именно как члена общества. Это основание его правовой и гра$
жданской солидарности с множеством равных ему людей.
Солидарность есть наиболее созидательный момент в исторической жизни
народов. Она составляет нечто первичное и в этической сущности гражданина; и
всюду, где она сильна и перевешивает отдельные претензии индивида, общество
достигает подлинного величия. Ослабление солидарности — упадок. Истори
Римской республики от ее расцвета до падения являет собой поучительный при$
мер. Эта солидарность, которая заключается в безоговорочном ручательстве от$
дельного человека за целое, есть подлинная ценность добродетели. Ибо она есть
ценность умонастроения отдельных личностей, как бы она ни достигала своей
полной силы лишь в совместных усилиях.
Правда, для нашего сегодняшнего ощущения эта ценность не сводится к цен$
ности справедливости. Для античного же человека, она полностью принадлежа$
ла к дйкбйпуэнз, она даже составляла его собственно основной состав, как он не$
явно предполагался. Правда, как таковую античная этика ее никогда полностью
так и не осветила.
Однако, по идее к правовой солидарности принадлежит больше, чем несуща
на себе всю ответственность отдельного человека за целое. Сюда принадлежит и
ответственность за отдельного человека, причем и там, где он сбивается с пра$
вильного пути и нарушает нормы права. Наказать нарушителя, обезвредить его,
убить или подвергнуть изгнанию — сомнительная обязанность для того, кто вы$
нужден ее исполнять как несущий ответственность, то есть, в конечном счете,
для каждого гражданина. Многократные попытки оправдать в правовых теориях
наказание, которые при всех своих противоречиях в основе своей все равно не$
удовлетворительны, оказываются в этом пункте несостоятельны, так как они де$
лаются исключительно с точки зрения целокупности и ответственности за нее,
ответственность же за нарушителя, имеющая сама по себе не меньшую значи$
мость, остается без внимания. Но если учесть, что общество теряет в нарушителе
гражданина, который, со своей стороны, является законодателем, то положение
вещей изменится, и вопрос об ответственности за нарушителя станет очень серь$
езным. В первую очередь нарушителя надо вернуть назад целокупности, восста$
новить его в правовом и гражданском отношении, и несение наказания оказыва$
ется средством для этого.
Но помимо того вопрос о вине нужно привести к ее последнему основанию, к
надындивидуальному, социальному основанию. И этот вопрос совпадает с во$
просом об ответственности. Ибо если нарушитель преступает закон из нужды, то
Глава 44. Справедливость 407
вина с него тем самым, конечно, не снимается, но в этом случае она падает не на
него одного, а на всех, кто допускает общественное состояние, провоцирующее
нужду или оставляющее ее без внимания. Идея всеобщей совместной ответст$
венности переходит здесь в вопрос, «не потому ли нарушитель утратил ориенти$
ровку в целокупности, что государство по отношению к нему было только неким
множеством» (то есть только партией, группой); если сфера его свобод с точки
зрения эмпирического «множества» была слишком ограничена, то перед госу$
дарством встает «нравственная задача расширения границ свободы, т. е. в луч$
шем смысле приспособления к нарушителю, который ориентировался бы на це$
локупность, а не на ложные представления о целокупности»1.
Если учесть, что государство со всеми своими правовыми институтами внут$
ренне революционизировано, никогда не останавливается в своем развитии, а
также что всякий раз именно в отдельных случаях в нем становятся видны недос$
татки и становятся возможными новые формы, то пересмотр существующего
права исходя из заключающейся в идее справедливости солидарности всех со
всеми (в том числе и с нарушителем) оказывается неизбежным следствием все$
общего участия в законодательстве. В действительности вину отдельного челове$
ка несут также и все. И все призваны добиваться такого изменения дел, которое
потребно в смысле справедливости.
Ценность этой солидарности есть ценность умонастроения отдельного чело$
века, но тем не менее такова, что он может обладать ею только в связи с целокуп$
ностью.Ив этом отношении она есть одновременно ценность целокупности, как
и справедливость вообще.Нопомимо этого она одновременно есть и требование,
направленное равным образом ко всем, требование, в котором люди должны
быть равны, причем равны в своем нравственном ощущении. Таким образом, это
одновременно ценность строгой всеобщности.Идаже самой строгой и самой аб$
солютной всеобщности, какую только можно помыслить, так как именно в ее
сущности заключено единообразие принципиального нравственного требова$
ния. Если взять ее четко, во всей полноте нравственных задач, которые в ней за$
ключаются, то одновременно это единообразие утрачивает весь схематизм; соли$
дарность ничуть не исключает многообразия требований, их живости и постоян$
ной новизны. Напротив, как раз в ней нарушается закостенелость объективного
смысла права и справедливости. Человек в солидарности выходит за свои преде$
лы, вставая перед вечной задачей созидания общества и творения права.