Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Субъективность и относительность
То, что вещи и вещные отношения могут быть и добром и злом, что они могут
быть объектом стремления, что существуют цели воления, которые сами идеаль$
ны, и тем не менее реально определены для действий; что существует одобрение
и неодобрение человеческого поведения, что в глубине сознания существует суд
голоса совести, который вменяет в вину, налагает ответственность,— все это по$
нятно лишь при том условии, что ценности господствуют в жизненной установке
человека как определяющий prius.
Учение о благах и добродетелях старой этики неявно основывается на этой
идее — нельзя сказать, что «неосознанно», но лишь без критического сознани
того, что есть этот prius. Понятие ценности отсутствует.
Но его недостает нам и в более близкое время. Ибо отношение обусловленно$
сти и априорность ценностей, возникающие по всей линии фронта этических
проблем, не определяют еще своеобразия сущности ценностей в противополож$
ность к другим сущностям. Определение это еще нужно найти.
Подозрение, под которым стоят ценности,— это субъективность. Не получа$
ется ли так, что «блага» все же имеют ценность только для оценивающих людей,
что моральные качества поступка, умонастроения и личности существуют
опять$таки только для личностей? Не являются ли вина и ответственность тем,
что существует только в идее. Если ценностный характер всякой оценки сущест$
вует лишь в человеческом сознании, то вероятно, что он существует только «для»
человеческого сознания. Ценностным сущностям (Wertwesenheiten) тогда недос$
тает объективности. Если ценности соотнесены с субъектом, то относителен и их
способ бытия, и они продолжают восприниматься как функция оценивани
субъекта. Это открывает двери ницшевскому ценностному релятивизму.
Весь ряд обсуждавшихся феноменов с этим уживается плохо. Эти феномены
сами имеют бытийный характер. Они существуют отнюдь не только для рассмат$
ривающего субъекта, но и в себе. Они обнаруживаются заранее и никоим обра$
зом не могут быть смещены произвольно, они не соотнесены с сознанием фено$
мена, но существуют независимо от него и самим философским сознанием фе$
номена подразумеваются как таковые, как существующие независимо от него.
Соотнесенность же с субъектом, напротив, имеет здесь совершенно иное зна$
чение. Соотнесенность благ с человеком вовсе не является предметом рассмот$
рения; совершенно не во власти человека изменить то, что для него являетс
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 191
1 Насколько мы обязаны возможностью такого возвращения принципам этики Шелера, после
всего вышесказанного объяснять не стоит. Тот же факт, что эти принципы были направлены на кри$
тику кантовских тезисов, вероятно, имеет свои причины в указанной исторической перспективе.
добром или злом. В его власти только — в определенных рамках — стремиться к
тому, что для него «есть» благо, и избегать того, что для него зло. Помимо этого,
правда, существует широкая изменчивость его ценностного сознания добра и
зла. Не все, что для каждого человека действительно «является» добром или
злом, ощущается таковым. Но это явно зависит только от остроты или притуп$
ленности ценностного чувства. «Благое для него» и «дурное для него» тем самым
вовсе не затрагивается.
b) Сотнесенность благ с субъектом и реляционная структура ценностной материи
«Соотнесенность с субъектом», о которой здесь идет речь,— это не то, что на$
зывают относительностью ценностей. Она вовсе не исключает бытийного харак$
тера ценности, но с очевидностью включает его в себя.
Субъект не может изменять степень благости вещи по собственному произво$
лу. Такая благость как раз не соотносится с его ценностной оценкой, следова$
тельно — и с личностью как оценивающим субъектом, а соотносится только с
личностью как таковой. Наоборот, ценностная оценка соотносится с ценностно$
стью этого блага для субъекта. В этом «для» субъект играет не ценностно опреде$
ляющую или ценностно дающую роль, но роль исходной точки отношения, ко$
торое тоже принадлежит ценностной материи. Это то же самое «для», что вплете$
но и во многие категориальные структуры. В том, что геометрические законы
действительны только «для» пространственных образований, механические за$
коны—только «для» реальных тел, физиологические законы—только «для» ор$
ганизмов, никто не видит «относительности» категориального содержания этих
законов. И все$таки здесь с таким же правом можно говорить об отнесенности
этих законов и их основных категорий к областям того или иного определенного
рода. В этом смысле и психологические законы соотнесены с одушевленными
существами, но это не значит, что законы существуют только в сознании этих су$
ществ, или даже только таким сознанием диктуются, и могут быть им упраздне$
ны. Наоборот, как раз таким законам субъекты, для которых они действительны,
подчинены безусловно.
В этом смысле и ценностное сознание добра и зла — в той только мере, в ка$
кой субъект им обладает — безусловно подчинено законам ценностности и
контрценностности. Субъект не может произвольно «провозгласить» ценным
для субъекта то, что таковым не «является». Конечно, он может это сделать оши$
бочно, но такая ошибка будет ему дорого стоить и научит чему$то лучшему; или
же это приведет его к гибели. Короче, соотнесенность этих ценностей с субъек$
том — это соотнесенность не с мнением или «оценкой» субъекта, но с бытием
субъекта, включая всю его категориальную структуру. В этой его структуре лежит
причина того, почему качества вещей и отношений для субъекта «являются» не
индифферентными, но ценными или контрценными. «Оценка» же и мнение яв$
ляются, в свою очередь, функцией существующего относительно сущего субъек$
та ценностного или неценностного характера вещей и отношений.
Но это значит, что соотнесенность благ с субъектом — например их прият$
ность для субъекта,— это не относительность сущности ценностей как таковой в
них, но отношение, содержащееся в самой ценностной материи, существующее
до всякого осознания отношения и независимо от него—подобно самому реаль$
192 Часть 1. Раздел V
ному бытию вещей, которым присуща ценность. Реляционная структура мате$
рии не есть относительность ценностей — так же, как и реляционная структура
категорий (а все категории отчасти обладают реляционной структурой) не озна$
чает относительности категорий. Вообще различие реляционности
(Relationalitдt) и относительности (Relativitдt), которое так часто сглаживается,
здесь, как и в теоретических областях, является основным условием для понима$
ния ситуации. Противоположность первой — субстрат, противоположность вто$
рой — абсолютное. Бывает относительный субстрат, и абсолютные отношения.
Соотнесенность ценности благ с субъектом является абсолютным отношением,
заключенным в содержании этих ценностей. Вещь и субъект здесь вовлечены в
структуру ценностной материи столь же предметно, как, например, причина и
следствие — в структуру причинно$следственной связи. И в том и в другом слу$
чае объединяющее отношение чисто объективно и для всякого восприятия абсо$
лютно.Издесь и там их полное содержательное отличие в этом пункте не состав$
ляет разницы. Сознание же отношения и в том и в другом случае одинаково со$
отнесено с наличным отношением. И эта связь здесь является такой же необра$
тимой, как и там.
Следовательно, бытие ценности благ ничуть не затрагивается соотнесенно$
стью благ с субъектом. В отношении субъекта и его ценностного чувства оно
имеет характер в$себе$бытия. Его абсолютность включает также в$себе$бытие
той соотнесенности (Bezogenheit). Если выразить это в виде формулы: для$ме$
ня$бытие благ уже основывается на в$себе$бытии ценности благ. Оно включено
в сущность благости.
Отсюда легко предвидеть, насколько серьезно в$себе$бытие ценностей. Что
это в$себе$бытие, собственно, значит — это следующий фундаментальный во$
прос. Между тем, базис как раз для этого вопроса еще предстоит расширить. Ибо
ценности благ еще не являются нравственными ценностями. В последних же и
феномен объективной относительности другой.
c) Абсолютность нравственных ценностей
и относительность дополнительных ценностей благ
Более высокие, в узком смысле нравственные ценности — это исключительно
ценности личности и акта. Они присущи не вещам или отношениям, но поступку,
воле, намерению, умонастроению. Только с ними соотнесено одобрение и неодоб$
рение, только они дают о себе знать в совести, в чувстве ответственности, в созна$
нии вины. В случае их тоже встает вопрос: в каком смысле можно, несмотря на их
доказанную априорность, усомниться в их абсолютности? Существует ли и здесь
соотнесенность с субъектом, которая ставит под вопрос их самостоятельность?
Та относительность, которая объективно существовала в ценностях благ, здесь
отпадает. Нравственная ценность в поведении личности явно существует, по
крайней мере, как таковая, не «для» субъекта — ни для собственного, ни для чу$
жого. Она просто присуща личности или актам личности как ценностное качест$
во. Искренность, невинность, верность, доверие, энергичность, самопожертво$
вание несут нравственную ценность исключительно в самих себе. Нравственна
ценность личности состоит не в том, что она в силу своих ценностных качеств
ценна «для» других личностей (т. е. является «тем или иным благом»), но исклю$
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 193
чительно в том, что она сама имеет соответствующее ценностное качество. Цен$
ности добродетелей имеют более чистое в$себе$бытие, чем ценности благ. В их
материи не заключено сущностно необходимого «для$меня$бытия», которое как
объективное отношение включалось бы в структуру в$себе$бытия. Нравствен$
ные ценности имеют иную, и явно более абсолютную автономию. И в этом
смысле можно было бы по праву говорить о заключенной в сути дела «автаркии
добродетели» —понятии, которое, правда, его творцами, стоиками, понималось
совершенно иначе.
Такое положение дел не исключает соотнесенности с субъектом в другом
смысле. И важно уяснить себе и это для того, чтобы правильно определять раз$
ницу в отношении ценности благ, но прежде всего — чтобы убедиться, что в той
относительности, о которой пойдет речь, ценностный релятивизм имеет еще
меньше места.
Эта относительность существует в трех аспектах.
Во$первых, каждая нравственная ценность косвенно является еще и ценно$
стью благ, и как таковая фактически соотносится с субъектом; то есть как тако$
вая существует фактически «для» другой личности. Верность одного—благо дл
другого, кому ее хранят; доверие — благо для того, кому оно оказано; энергич$
ность и дух самопожертвования — для того, в чью пользу они задействованы.
Любящий — благо для любимого, друг — для друга.
Но в этой благости «для» других не состоит моральная ценность того, кто про$
являет любовь и дружбу, отдает энергию, приносит жертву, хранит верность. Мо$
ральная ценность присуща ему самому и в той мере, в какой она не может быть
полезна кому$то, «благо»—не «для» кого$то; оно существует исключительно как
ценностное качество собственной личности как таковой, и ее поведения. Оно
есть принципиально иная ценность, нежели сопутствующая ему ценность благ.
И оценка, которую оно получает в моральном ценностном суждении, независи$
ма от ценностной высоты блага, которым оно — фактически или в тенденции —
обладает для чужой личности.
Соотнесенность с субъектом другого в этом смысле — не только не относи$
тельность ценности, но даже и не внутреннее, принадлежащее к объективной
структуре ценностной материи отношение. Ибо эта относительность относитс
не к этическому ценностному качеству поведения и самой личности, но исклю$
чительно к сопутствующей ценности благ. Однако не ее, но только этического
ценностного качества касается моральное ценностное суждение.
Античная этика оказала в этом пункте дезориентирующее влияние в силу поч$
ти сплошного подчинения в ней «добродетелей» «благам». Правда, в тезисе о
том, что добродетель есть «высшее благо» (обычно опосредованно через понятие
эвдемонии), в превосходной степени содержится признание преимущества цен$
ности добродетели. Но это преимущество все же только относительное. Добро$
детель проявляется как некое благо среди благ. Античной этике в ее свободном
развитии ничто не могло помешать так, как помешало постоянно возвращаю$
щееся со времен Аристотеля учение о «высшем благе». Но у того, что это учение
было возможно, и что оно смогло так долго продержаться, есть в упомянутом от$
ношении своя причина. Ведь нравственные ценности поведения (‘Эойт1) дополни$
194 Часть 1. Раздел V
1 Навык, свойство, предрасположение (др.греч.). (Прим. ред.)
тельно имеют и характер ценностей благ. Если не отличать эти дополнительные
ценности от первичных ценностей самого поведения, то, конечно, нельзя не
сделать добродетели благами—даже если при этом в первую очередь думать, по$
добно древним, о благости для собственной личности, а не для чужой. Ибо и от$
носительно собственной личности нравственным ценностям присуща ценность
благ.
Характерно, что у древних эта понятийная путаница ни коим образом не
привела к полному непониманию нравственных ценностей. Их особенная про$
блема прорывается сквозь недостаточность понятийных схем и создает собст$
венное царство. Ценности ‘Эойт утверждают свое особое положение. Но описан$
ному подведению это вопиющим образом противоречит. Несогласованность
сохраняется.
d) Материальная отнесенность нравственных ценностей к личностям как объектам
Тем самым второй род относительности теснейшим образом связывается с
субъектом, причем и с чужим субъектом как личностью.
Всякая нравственная ценность — это ценность поведения, всякое же поведе$
ние — это поведение в отношении кого$либо. У него есть реальный объект, и
объект этот — всегда некая личность или сообщество личностей. Такой объект у
него есть и тогда, когда оно является чисто внутренним, только лишь интенцио$
нальным поведением, одним только умонастроением без действия, даже без вы$
ражения этого умонастроения. Предмет поведения личности всегда есть
опять$таки некая личность. Поступки направлены на личности, а не на вещи,
настроенность испытывается в отношении личностей, а не вещей.
Здесь, таким образом, мы имеем дело с отношением, которое заключено в
сущности морального поведения вообще, т. е. того поведения, о ценностном ка$
честве которого идет речь в нравственном ценностном суждении. Этот род соот$
несенности с субъектом, а именно — с чужой личностью, заключен в структуре
самой этической ценности — в отличие от структуры сопутствующей ценности
благ. Ценность благ как раз отличается от ценности нравственного поведения.
Тем не менее, здесь имеет место отношение зависимости между обоими рода$
ми относительности. Внешнее отношение благости для чужой личности основы$
вается уже на внутреннем отношении направленности на него акта — без того,
чтобы в силу этого оба отношения совпали или хотя бы перепутались их ценно$
стные характеры. Ценность блага верности другой личности состоит в уверенно$
сти, возможности положиться на того, кто верен; моральная же ценность самого
того, кто хранит верность, заключается в душевной силе, постоянстве мыслей и
чувств, надежности. Как бы ни были коррелятивны эти две ценности, но по сути,
именно как ценности, они все же гетерогенны и никогда не совпадают. То же са$
мое можно сказать и об обоих видах отношений. Возможность положиться на
того, кто верен, относится к поведению доверившегося человека в отношении
его; верность же, наоборот, это поведение хранящего верность в отношении дру$
гого человека. И очевидно, что поведение доверившегося обусловлено поведе$
нием верного. Это означает, однако, что отношение благости для другого осно$
вывается на внутреннем отношении к другому, которое составляет нравственное
поведение того, кто сохраняет верность.
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 195
Внутренняя, интенциональная относительность в структуре материи нравст$
венной ценности является обусловливающей для внешней относительности до$
полнительной ей ценности благ. Но именно это отношение обусловленности и
не позволяет совпадать этим двум отношениям, равно как и этим двум видам
ценности.
e) Материальная отнесенность нравственных ценностей к личности как субъекту
Третья, еще более фундаментальная соотнесенность с субъектом как лично$
стью состоит, наконец, в отношении между ценностью и носителем ценности.
Ценности определенного рода всегда существенно соотнесены с определен$
ного рода носителем ценностей. Так, вещные ценности соотнесены с вещами,
ценности благ вообще — с реальными субстратами (будь то вещи, реальные от$
ношения, реальное поведение личностей и т. д.), жизненные ценности — с жи$
выми существами, нравственные ценности — с личностными субъектами.
На нравственное поведение — причем как в позитивном, так и в негативном
смысле — способно лишь существо, которое вообще может хотеть, действовать,
устанавливать цели и добиваться их, придерживаться тех или иных убеждений,
чувствовать ценности. Такое существо есть моральный субъект, личность. Нрав$
ственные ценности или неценности присущи ему таким образом, что они всегда
затрагивают не отдельные акты, но и одновременно всю личность целиком.
Нравственная личность как бы стоит за каждым своим актом и застигается вме$
сте со всеми своими ценностными качествами—как бы различны и даже проти$
воречивы те ни были в одной и той же личности. Конечно, по праву говорят, что
этот поступок человека благороден, а тот умысел подл и низок. Но это касается и
самой личности. Она сама в своих актах оказывается благородной или подлой.
Всякое моральное предписание направлено на личность, личность несет вину и
ответственность, к ней относится одобрение и неодобрение чужого ценностного
суждения, равно как и вердикт собственной совести. В этом смысле нравствен$
ные ценности соотнесены с личностью как носителем ценностей.
Но это тем более не означает относительности ценностей. Это не означает, что
ценность благородного и неценность подлого образа мыслей зависит от того, су$
ществует ли личностный субъект с таким образом мыслей. Напротив, действи$
тельно благородный образ мыслей ценен именно потому, что благородство об$
раза мыслей вообще есть нравственная ценность. Соотнесенность с личностью
как носителем ценностей заключена в сущности самой ее материи: качество, в
котором заключается материя ценности, может быть только качеством актов не$
коего личностного существа и через это, косвенно,— самой личности. Относи$
тельность, таким образом, и здесь чисто материальная. Материя ценности уже
включает в себя соотнесенность с личностью. Она может «выступать» только в
некоей личности, так как содержательно она имеет характер акциденции лично$
сти (как ее субстанции); или, на языке формальной логики, так как она есть пре$
дикат личности (как ее субъекта). Подразумеваемая здесь соотнесенность с лич$
ностным субъектом есть внутренняя реляционная сущностная структура нравст$
венных ценностей. Предикат ценности с простором своих возможностей вклю$
чен в эту реляционную структуру. Но сам он абсолютен.
196 Часть 1. Раздел V
f) Сцепленность относительностей и стоящая за этим
абсолютность нравственных ценностей
Если теперь объединить два последних типа относительности (см. пункты «d»
и «e»), то образуется фундаментальная реляционная структура материи нравст$
венных ценностей.
Эта ценностная материя соотнесена с личностным существом дважды:
во$первых, с личностью как субъектом нравственного поведения (акта), и тем
самым, одновременно, как носителем нравственной ценности; а, во$вторых, с
личностью как объектом нравственного поведения, как с точкой, на которую это
поведение направлено. В фундаментальной реляционной структуре нравствен$
ного поведения личностное существо всегда представлено дважды. Нравствен$
ные акты—умонастроение ли, воля или поступок—именно по своей сути явля$
ются трансцендентными; но трансцендентны они в другом смысле, нежели акты
познания. Они, во$первых, направлены от субъекта к объекту, и в зависимости
от того, какая цель полагается в объекте, являются ценными или контрценны$
ми,— причем, в свою очередь, эта их нравственная ценность или не$ценность не
совпадает с нравственной ценностью или не$ценностью того, что полагается в
качестве цели в объекте. А во$вторых, объектом они всегда имеют второй лично$
стный субъект, они идут от личности к личности.Иименно в этом заключена ме$
тафизическая причина того, что этим актам вообще присущи ценностные каче$
ства особого рода, нравственные ценности. Ибо каждый такой акт касается —
реально или только в интенции—как раз точно такого же нравственного субъек$
та, что и тот, от которого он исходит. Это верно еще и там, где акт направлен на
собственную личность. Она в этом случае представлена в одном и том же акте
двояким образом — как объект и как субъект акта. И отношение, включая его
трансцендентную составляющую, существует здесь почти так же, как в поведе$
нии, затрагивающем чужую личность. Затронутость объектного лица, его по$
ставленность на карту, составляет этический вес акта. И это отражается в ответ$
ственности субъектной личности, равно как и в качестве нравственных ценно$
стей, которое налагает особый отпечаток на нее и на ее акты.
С этой биполярной реляционной структурой актов, в которых оба полюса яв$
ляются личностями, связана двойная «соотнесенность» их ценностных качеств с
личностным существом как таковым — с субъектом как субъектом и субъектом
как объектом актов. Но даже ею относительность не исчерпывается. Полностью
она растворяется во внутренней, присущей самой материи (лежащей в сущности
личностного поведения вообще) фундаментальной реляционной структуре.
И эта последняя является всеобщей, в которой многообразие актов и их ценно$
стей еще имеет неограниченный простор.
Тем самым сущность этой двойной относительности полностью отделяется от
сущности самих ценностей. Этическое измерение «ценность — не$ценность»,
вместе с его качественной дифференциацией, имеет значение, скорее, лишь в
рамках этой всеобщей реляционной структуры. Но это значит, что сами ценно$
сти этой относительностью никак не затронуты. Они абсолютны. Реляционна
структура есть не что иное, как предпосылка их возникновения, их предвари$
тельное категориальное (но не аксиологическое) условие: только там, где лично$
стные существа находятся в актовом отношении друг с другом, может существо$
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 197
вать нравственно ценное и контрценное. Но сами ценности не содержатся в этом
отношении, и не выводятся из него; имея иное происхождение они присоединя$
ются как критерии, как нечто новое.
a) Субъективность и относительность
То, что вещи и вещные отношения могут быть и добром и злом, что они могут
быть объектом стремления, что существуют цели воления, которые сами идеаль$
ны, и тем не менее реально определены для действий; что существует одобрение
и неодобрение человеческого поведения, что в глубине сознания существует суд
голоса совести, который вменяет в вину, налагает ответственность,— все это по$
нятно лишь при том условии, что ценности господствуют в жизненной установке
человека как определяющий prius.
Учение о благах и добродетелях старой этики неявно основывается на этой
идее — нельзя сказать, что «неосознанно», но лишь без критического сознани
того, что есть этот prius. Понятие ценности отсутствует.
Но его недостает нам и в более близкое время. Ибо отношение обусловленно$
сти и априорность ценностей, возникающие по всей линии фронта этических
проблем, не определяют еще своеобразия сущности ценностей в противополож$
ность к другим сущностям. Определение это еще нужно найти.
Подозрение, под которым стоят ценности,— это субъективность. Не получа$
ется ли так, что «блага» все же имеют ценность только для оценивающих людей,
что моральные качества поступка, умонастроения и личности существуют
опять$таки только для личностей? Не являются ли вина и ответственность тем,
что существует только в идее. Если ценностный характер всякой оценки сущест$
вует лишь в человеческом сознании, то вероятно, что он существует только «для»
человеческого сознания. Ценностным сущностям (Wertwesenheiten) тогда недос$
тает объективности. Если ценности соотнесены с субъектом, то относителен и их
способ бытия, и они продолжают восприниматься как функция оценивани
субъекта. Это открывает двери ницшевскому ценностному релятивизму.
Весь ряд обсуждавшихся феноменов с этим уживается плохо. Эти феномены
сами имеют бытийный характер. Они существуют отнюдь не только для рассмат$
ривающего субъекта, но и в себе. Они обнаруживаются заранее и никоим обра$
зом не могут быть смещены произвольно, они не соотнесены с сознанием фено$
мена, но существуют независимо от него и самим философским сознанием фе$
номена подразумеваются как таковые, как существующие независимо от него.
Соотнесенность же с субъектом, напротив, имеет здесь совершенно иное зна$
чение. Соотнесенность благ с человеком вовсе не является предметом рассмот$
рения; совершенно не во власти человека изменить то, что для него являетс
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 191
1 Насколько мы обязаны возможностью такого возвращения принципам этики Шелера, после
всего вышесказанного объяснять не стоит. Тот же факт, что эти принципы были направлены на кри$
тику кантовских тезисов, вероятно, имеет свои причины в указанной исторической перспективе.
добром или злом. В его власти только — в определенных рамках — стремиться к
тому, что для него «есть» благо, и избегать того, что для него зло. Помимо этого,
правда, существует широкая изменчивость его ценностного сознания добра и
зла. Не все, что для каждого человека действительно «является» добром или
злом, ощущается таковым. Но это явно зависит только от остроты или притуп$
ленности ценностного чувства. «Благое для него» и «дурное для него» тем самым
вовсе не затрагивается.
b) Сотнесенность благ с субъектом и реляционная структура ценностной материи
«Соотнесенность с субъектом», о которой здесь идет речь,— это не то, что на$
зывают относительностью ценностей. Она вовсе не исключает бытийного харак$
тера ценности, но с очевидностью включает его в себя.
Субъект не может изменять степень благости вещи по собственному произво$
лу. Такая благость как раз не соотносится с его ценностной оценкой, следова$
тельно — и с личностью как оценивающим субъектом, а соотносится только с
личностью как таковой. Наоборот, ценностная оценка соотносится с ценностно$
стью этого блага для субъекта. В этом «для» субъект играет не ценностно опреде$
ляющую или ценностно дающую роль, но роль исходной точки отношения, ко$
торое тоже принадлежит ценностной материи. Это то же самое «для», что вплете$
но и во многие категориальные структуры. В том, что геометрические законы
действительны только «для» пространственных образований, механические за$
коны—только «для» реальных тел, физиологические законы—только «для» ор$
ганизмов, никто не видит «относительности» категориального содержания этих
законов. И все$таки здесь с таким же правом можно говорить об отнесенности
этих законов и их основных категорий к областям того или иного определенного
рода. В этом смысле и психологические законы соотнесены с одушевленными
существами, но это не значит, что законы существуют только в сознании этих су$
ществ, или даже только таким сознанием диктуются, и могут быть им упраздне$
ны. Наоборот, как раз таким законам субъекты, для которых они действительны,
подчинены безусловно.
В этом смысле и ценностное сознание добра и зла — в той только мере, в ка$
кой субъект им обладает — безусловно подчинено законам ценностности и
контрценностности. Субъект не может произвольно «провозгласить» ценным
для субъекта то, что таковым не «является». Конечно, он может это сделать оши$
бочно, но такая ошибка будет ему дорого стоить и научит чему$то лучшему; или
же это приведет его к гибели. Короче, соотнесенность этих ценностей с субъек$
том — это соотнесенность не с мнением или «оценкой» субъекта, но с бытием
субъекта, включая всю его категориальную структуру. В этой его структуре лежит
причина того, почему качества вещей и отношений для субъекта «являются» не
индифферентными, но ценными или контрценными. «Оценка» же и мнение яв$
ляются, в свою очередь, функцией существующего относительно сущего субъек$
та ценностного или неценностного характера вещей и отношений.
Но это значит, что соотнесенность благ с субъектом — например их прият$
ность для субъекта,— это не относительность сущности ценностей как таковой в
них, но отношение, содержащееся в самой ценностной материи, существующее
до всякого осознания отношения и независимо от него—подобно самому реаль$
192 Часть 1. Раздел V
ному бытию вещей, которым присуща ценность. Реляционная структура мате$
рии не есть относительность ценностей — так же, как и реляционная структура
категорий (а все категории отчасти обладают реляционной структурой) не озна$
чает относительности категорий. Вообще различие реляционности
(Relationalitдt) и относительности (Relativitдt), которое так часто сглаживается,
здесь, как и в теоретических областях, является основным условием для понима$
ния ситуации. Противоположность первой — субстрат, противоположность вто$
рой — абсолютное. Бывает относительный субстрат, и абсолютные отношения.
Соотнесенность ценности благ с субъектом является абсолютным отношением,
заключенным в содержании этих ценностей. Вещь и субъект здесь вовлечены в
структуру ценностной материи столь же предметно, как, например, причина и
следствие — в структуру причинно$следственной связи. И в том и в другом слу$
чае объединяющее отношение чисто объективно и для всякого восприятия абсо$
лютно.Издесь и там их полное содержательное отличие в этом пункте не состав$
ляет разницы. Сознание же отношения и в том и в другом случае одинаково со$
отнесено с наличным отношением. И эта связь здесь является такой же необра$
тимой, как и там.
Следовательно, бытие ценности благ ничуть не затрагивается соотнесенно$
стью благ с субъектом. В отношении субъекта и его ценностного чувства оно
имеет характер в$себе$бытия. Его абсолютность включает также в$себе$бытие
той соотнесенности (Bezogenheit). Если выразить это в виде формулы: для$ме$
ня$бытие благ уже основывается на в$себе$бытии ценности благ. Оно включено
в сущность благости.
Отсюда легко предвидеть, насколько серьезно в$себе$бытие ценностей. Что
это в$себе$бытие, собственно, значит — это следующий фундаментальный во$
прос. Между тем, базис как раз для этого вопроса еще предстоит расширить. Ибо
ценности благ еще не являются нравственными ценностями. В последних же и
феномен объективной относительности другой.
c) Абсолютность нравственных ценностей
и относительность дополнительных ценностей благ
Более высокие, в узком смысле нравственные ценности — это исключительно
ценности личности и акта. Они присущи не вещам или отношениям, но поступку,
воле, намерению, умонастроению. Только с ними соотнесено одобрение и неодоб$
рение, только они дают о себе знать в совести, в чувстве ответственности, в созна$
нии вины. В случае их тоже встает вопрос: в каком смысле можно, несмотря на их
доказанную априорность, усомниться в их абсолютности? Существует ли и здесь
соотнесенность с субъектом, которая ставит под вопрос их самостоятельность?
Та относительность, которая объективно существовала в ценностях благ, здесь
отпадает. Нравственная ценность в поведении личности явно существует, по
крайней мере, как таковая, не «для» субъекта — ни для собственного, ни для чу$
жого. Она просто присуща личности или актам личности как ценностное качест$
во. Искренность, невинность, верность, доверие, энергичность, самопожертво$
вание несут нравственную ценность исключительно в самих себе. Нравственна
ценность личности состоит не в том, что она в силу своих ценностных качеств
ценна «для» других личностей (т. е. является «тем или иным благом»), но исклю$
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 193
чительно в том, что она сама имеет соответствующее ценностное качество. Цен$
ности добродетелей имеют более чистое в$себе$бытие, чем ценности благ. В их
материи не заключено сущностно необходимого «для$меня$бытия», которое как
объективное отношение включалось бы в структуру в$себе$бытия. Нравствен$
ные ценности имеют иную, и явно более абсолютную автономию. И в этом
смысле можно было бы по праву говорить о заключенной в сути дела «автаркии
добродетели» —понятии, которое, правда, его творцами, стоиками, понималось
совершенно иначе.
Такое положение дел не исключает соотнесенности с субъектом в другом
смысле. И важно уяснить себе и это для того, чтобы правильно определять раз$
ницу в отношении ценности благ, но прежде всего — чтобы убедиться, что в той
относительности, о которой пойдет речь, ценностный релятивизм имеет еще
меньше места.
Эта относительность существует в трех аспектах.
Во$первых, каждая нравственная ценность косвенно является еще и ценно$
стью благ, и как таковая фактически соотносится с субъектом; то есть как тако$
вая существует фактически «для» другой личности. Верность одного—благо дл
другого, кому ее хранят; доверие — благо для того, кому оно оказано; энергич$
ность и дух самопожертвования — для того, в чью пользу они задействованы.
Любящий — благо для любимого, друг — для друга.
Но в этой благости «для» других не состоит моральная ценность того, кто про$
являет любовь и дружбу, отдает энергию, приносит жертву, хранит верность. Мо$
ральная ценность присуща ему самому и в той мере, в какой она не может быть
полезна кому$то, «благо»—не «для» кого$то; оно существует исключительно как
ценностное качество собственной личности как таковой, и ее поведения. Оно
есть принципиально иная ценность, нежели сопутствующая ему ценность благ.
И оценка, которую оно получает в моральном ценностном суждении, независи$
ма от ценностной высоты блага, которым оно — фактически или в тенденции —
обладает для чужой личности.
Соотнесенность с субъектом другого в этом смысле — не только не относи$
тельность ценности, но даже и не внутреннее, принадлежащее к объективной
структуре ценностной материи отношение. Ибо эта относительность относитс
не к этическому ценностному качеству поведения и самой личности, но исклю$
чительно к сопутствующей ценности благ. Однако не ее, но только этического
ценностного качества касается моральное ценностное суждение.
Античная этика оказала в этом пункте дезориентирующее влияние в силу поч$
ти сплошного подчинения в ней «добродетелей» «благам». Правда, в тезисе о
том, что добродетель есть «высшее благо» (обычно опосредованно через понятие
эвдемонии), в превосходной степени содержится признание преимущества цен$
ности добродетели. Но это преимущество все же только относительное. Добро$
детель проявляется как некое благо среди благ. Античной этике в ее свободном
развитии ничто не могло помешать так, как помешало постоянно возвращаю$
щееся со времен Аристотеля учение о «высшем благе». Но у того, что это учение
было возможно, и что оно смогло так долго продержаться, есть в упомянутом от$
ношении своя причина. Ведь нравственные ценности поведения (‘Эойт1) дополни$
194 Часть 1. Раздел V
1 Навык, свойство, предрасположение (др.греч.). (Прим. ред.)
тельно имеют и характер ценностей благ. Если не отличать эти дополнительные
ценности от первичных ценностей самого поведения, то, конечно, нельзя не
сделать добродетели благами—даже если при этом в первую очередь думать, по$
добно древним, о благости для собственной личности, а не для чужой. Ибо и от$
носительно собственной личности нравственным ценностям присуща ценность
благ.
Характерно, что у древних эта понятийная путаница ни коим образом не
привела к полному непониманию нравственных ценностей. Их особенная про$
блема прорывается сквозь недостаточность понятийных схем и создает собст$
венное царство. Ценности ‘Эойт утверждают свое особое положение. Но описан$
ному подведению это вопиющим образом противоречит. Несогласованность
сохраняется.
d) Материальная отнесенность нравственных ценностей к личностям как объектам
Тем самым второй род относительности теснейшим образом связывается с
субъектом, причем и с чужим субъектом как личностью.
Всякая нравственная ценность — это ценность поведения, всякое же поведе$
ние — это поведение в отношении кого$либо. У него есть реальный объект, и
объект этот — всегда некая личность или сообщество личностей. Такой объект у
него есть и тогда, когда оно является чисто внутренним, только лишь интенцио$
нальным поведением, одним только умонастроением без действия, даже без вы$
ражения этого умонастроения. Предмет поведения личности всегда есть
опять$таки некая личность. Поступки направлены на личности, а не на вещи,
настроенность испытывается в отношении личностей, а не вещей.
Здесь, таким образом, мы имеем дело с отношением, которое заключено в
сущности морального поведения вообще, т. е. того поведения, о ценностном ка$
честве которого идет речь в нравственном ценностном суждении. Этот род соот$
несенности с субъектом, а именно — с чужой личностью, заключен в структуре
самой этической ценности — в отличие от структуры сопутствующей ценности
благ. Ценность благ как раз отличается от ценности нравственного поведения.
Тем не менее, здесь имеет место отношение зависимости между обоими рода$
ми относительности. Внешнее отношение благости для чужой личности основы$
вается уже на внутреннем отношении направленности на него акта — без того,
чтобы в силу этого оба отношения совпали или хотя бы перепутались их ценно$
стные характеры. Ценность блага верности другой личности состоит в уверенно$
сти, возможности положиться на того, кто верен; моральная же ценность самого
того, кто хранит верность, заключается в душевной силе, постоянстве мыслей и
чувств, надежности. Как бы ни были коррелятивны эти две ценности, но по сути,
именно как ценности, они все же гетерогенны и никогда не совпадают. То же са$
мое можно сказать и об обоих видах отношений. Возможность положиться на
того, кто верен, относится к поведению доверившегося человека в отношении
его; верность же, наоборот, это поведение хранящего верность в отношении дру$
гого человека. И очевидно, что поведение доверившегося обусловлено поведе$
нием верного. Это означает, однако, что отношение благости для другого осно$
вывается на внутреннем отношении к другому, которое составляет нравственное
поведение того, кто сохраняет верность.
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 195
Внутренняя, интенциональная относительность в структуре материи нравст$
венной ценности является обусловливающей для внешней относительности до$
полнительной ей ценности благ. Но именно это отношение обусловленности и
не позволяет совпадать этим двум отношениям, равно как и этим двум видам
ценности.
e) Материальная отнесенность нравственных ценностей к личности как субъекту
Третья, еще более фундаментальная соотнесенность с субъектом как лично$
стью состоит, наконец, в отношении между ценностью и носителем ценности.
Ценности определенного рода всегда существенно соотнесены с определен$
ного рода носителем ценностей. Так, вещные ценности соотнесены с вещами,
ценности благ вообще — с реальными субстратами (будь то вещи, реальные от$
ношения, реальное поведение личностей и т. д.), жизненные ценности — с жи$
выми существами, нравственные ценности — с личностными субъектами.
На нравственное поведение — причем как в позитивном, так и в негативном
смысле — способно лишь существо, которое вообще может хотеть, действовать,
устанавливать цели и добиваться их, придерживаться тех или иных убеждений,
чувствовать ценности. Такое существо есть моральный субъект, личность. Нрав$
ственные ценности или неценности присущи ему таким образом, что они всегда
затрагивают не отдельные акты, но и одновременно всю личность целиком.
Нравственная личность как бы стоит за каждым своим актом и застигается вме$
сте со всеми своими ценностными качествами—как бы различны и даже проти$
воречивы те ни были в одной и той же личности. Конечно, по праву говорят, что
этот поступок человека благороден, а тот умысел подл и низок. Но это касается и
самой личности. Она сама в своих актах оказывается благородной или подлой.
Всякое моральное предписание направлено на личность, личность несет вину и
ответственность, к ней относится одобрение и неодобрение чужого ценностного
суждения, равно как и вердикт собственной совести. В этом смысле нравствен$
ные ценности соотнесены с личностью как носителем ценностей.
Но это тем более не означает относительности ценностей. Это не означает, что
ценность благородного и неценность подлого образа мыслей зависит от того, су$
ществует ли личностный субъект с таким образом мыслей. Напротив, действи$
тельно благородный образ мыслей ценен именно потому, что благородство об$
раза мыслей вообще есть нравственная ценность. Соотнесенность с личностью
как носителем ценностей заключена в сущности самой ее материи: качество, в
котором заключается материя ценности, может быть только качеством актов не$
коего личностного существа и через это, косвенно,— самой личности. Относи$
тельность, таким образом, и здесь чисто материальная. Материя ценности уже
включает в себя соотнесенность с личностью. Она может «выступать» только в
некоей личности, так как содержательно она имеет характер акциденции лично$
сти (как ее субстанции); или, на языке формальной логики, так как она есть пре$
дикат личности (как ее субъекта). Подразумеваемая здесь соотнесенность с лич$
ностным субъектом есть внутренняя реляционная сущностная структура нравст$
венных ценностей. Предикат ценности с простором своих возможностей вклю$
чен в эту реляционную структуру. Но сам он абсолютен.
196 Часть 1. Раздел V
f) Сцепленность относительностей и стоящая за этим
абсолютность нравственных ценностей
Если теперь объединить два последних типа относительности (см. пункты «d»
и «e»), то образуется фундаментальная реляционная структура материи нравст$
венных ценностей.
Эта ценностная материя соотнесена с личностным существом дважды:
во$первых, с личностью как субъектом нравственного поведения (акта), и тем
самым, одновременно, как носителем нравственной ценности; а, во$вторых, с
личностью как объектом нравственного поведения, как с точкой, на которую это
поведение направлено. В фундаментальной реляционной структуре нравствен$
ного поведения личностное существо всегда представлено дважды. Нравствен$
ные акты—умонастроение ли, воля или поступок—именно по своей сути явля$
ются трансцендентными; но трансцендентны они в другом смысле, нежели акты
познания. Они, во$первых, направлены от субъекта к объекту, и в зависимости
от того, какая цель полагается в объекте, являются ценными или контрценны$
ми,— причем, в свою очередь, эта их нравственная ценность или не$ценность не
совпадает с нравственной ценностью или не$ценностью того, что полагается в
качестве цели в объекте. А во$вторых, объектом они всегда имеют второй лично$
стный субъект, они идут от личности к личности.Иименно в этом заключена ме$
тафизическая причина того, что этим актам вообще присущи ценностные каче$
ства особого рода, нравственные ценности. Ибо каждый такой акт касается —
реально или только в интенции—как раз точно такого же нравственного субъек$
та, что и тот, от которого он исходит. Это верно еще и там, где акт направлен на
собственную личность. Она в этом случае представлена в одном и том же акте
двояким образом — как объект и как субъект акта. И отношение, включая его
трансцендентную составляющую, существует здесь почти так же, как в поведе$
нии, затрагивающем чужую личность. Затронутость объектного лица, его по$
ставленность на карту, составляет этический вес акта. И это отражается в ответ$
ственности субъектной личности, равно как и в качестве нравственных ценно$
стей, которое налагает особый отпечаток на нее и на ее акты.
С этой биполярной реляционной структурой актов, в которых оба полюса яв$
ляются личностями, связана двойная «соотнесенность» их ценностных качеств с
личностным существом как таковым — с субъектом как субъектом и субъектом
как объектом актов. Но даже ею относительность не исчерпывается. Полностью
она растворяется во внутренней, присущей самой материи (лежащей в сущности
личностного поведения вообще) фундаментальной реляционной структуре.
И эта последняя является всеобщей, в которой многообразие актов и их ценно$
стей еще имеет неограниченный простор.
Тем самым сущность этой двойной относительности полностью отделяется от
сущности самих ценностей. Этическое измерение «ценность — не$ценность»,
вместе с его качественной дифференциацией, имеет значение, скорее, лишь в
рамках этой всеобщей реляционной структуры. Но это значит, что сами ценно$
сти этой относительностью никак не затронуты. Они абсолютны. Реляционна
структура есть не что иное, как предпосылка их возникновения, их предвари$
тельное категориальное (но не аксиологическое) условие: только там, где лично$
стные существа находятся в актовом отношении друг с другом, может существо$
Глава 15. Относительность и абсолютность ценностей 197
вать нравственно ценное и контрценное. Но сами ценности не содержатся в этом
отношении, и не выводятся из него; имея иное происхождение они присоединя$
ются как критерии, как нечто новое.