2.11. Списание (утилизация) товаров с истекшим сроком годности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 

Неоднозначным на сегодня является вопрос о порядке учета в целях налогообложения убытков от списания товаров с истекшим сроком годности.

Минфин России дает по данному вопросу противоречивые разъяснения.

Согласно Письму Минфина России от 27.06.2008 N 03-03-06/1/373 в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Эта позиция подтверждена в Письмах Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374, от 02.03.2010 N 03-03-06/1/105 и от 07.05.2010 N 03-03-06/1/315.

В то же время для отдельных видов товаров чиновники делают исключения.

Например, в Письме Минфина России от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8 подтверждается правомерность учета в целях налогообложения организацией - производителем хлебобулочной продукции расходов на выкуп у продавцов хлебобулочной продукции с истекшим сроком годности и последующее ее уничтожение.

В обоснование этой позиции приводятся следующие аргументы.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" (далее - Санитарные правила) хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Таким образом, положениями Санитарных правил на поставщика (производителя):

- возлагается ответственность за переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов вне зависимости от того, что право собственности на указанные пищевые продукты перешло к торговой организации;

- предопределяется необходимость включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности (купли-продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых продуктов для целей их последующей утилизации или уничтожения.

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения.

В Письме Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397 подтверждается возможность учета расходов в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходов, связанных с уничтожением такой продукции.

Аналогичная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/102001. В нем сделан вывод о том, что расходы в виде стоимости ветеринарных препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены.

Позиция ФНС, озвученная в Письме от 16.07.2009 N 3-2-09/139, заключается в том, что расходы на списание товаров с истекшим сроком годности можно учесть в целях налогообложения при условии, что соблюден порядок проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего использования (утилизации) или уничтожения, установленный Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 <*>.

--------------------------------

<*> Указанное Положение распространяется также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и на табачные изделия.

Если организация не исполняет установленный порядок проведения экспертизы, изъятия из оборота продукции с истекшим сроком годности, то операции по утилизации нельзя рассматривать в рамках деятельности, направленной на получение дохода. В таком случае расходы на утилизацию, в том числе стоимость утилизированной продукции, не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку указанные расходы не удовлетворяют условиям ст. 252 НК РФ.

Таким образом, вопрос о возможности списания стоимости товаров с истекшим сроком годности на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, остается в разряде спорных.

При этом нужно учитывать, что в последних разъяснениях Минфина России (Письмо от 06.09.2010 N 03-03-06/1/580) провозглашается такой подход.

В случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли, если обязанность по выкупу товаров не установлена нормативными правовыми актами.

Неоднозначным на сегодня является вопрос о порядке учета в целях налогообложения убытков от списания товаров с истекшим сроком годности.

Минфин России дает по данному вопросу противоречивые разъяснения.

Согласно Письму Минфина России от 27.06.2008 N 03-03-06/1/373 в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Эта позиция подтверждена в Письмах Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374, от 02.03.2010 N 03-03-06/1/105 и от 07.05.2010 N 03-03-06/1/315.

В то же время для отдельных видов товаров чиновники делают исключения.

Например, в Письме Минфина России от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8 подтверждается правомерность учета в целях налогообложения организацией - производителем хлебобулочной продукции расходов на выкуп у продавцов хлебобулочной продукции с истекшим сроком годности и последующее ее уничтожение.

В обоснование этой позиции приводятся следующие аргументы.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" (далее - Санитарные правила) хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Таким образом, положениями Санитарных правил на поставщика (производителя):

- возлагается ответственность за переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов вне зависимости от того, что право собственности на указанные пищевые продукты перешло к торговой организации;

- предопределяется необходимость включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности (купли-продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых продуктов для целей их последующей утилизации или уничтожения.

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения.

В Письме Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397 подтверждается возможность учета расходов в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходов, связанных с уничтожением такой продукции.

Аналогичная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/102001. В нем сделан вывод о том, что расходы в виде стоимости ветеринарных препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены.

Позиция ФНС, озвученная в Письме от 16.07.2009 N 3-2-09/139, заключается в том, что расходы на списание товаров с истекшим сроком годности можно учесть в целях налогообложения при условии, что соблюден порядок проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего использования (утилизации) или уничтожения, установленный Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 <*>.

--------------------------------

<*> Указанное Положение распространяется также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и на табачные изделия.

Если организация не исполняет установленный порядок проведения экспертизы, изъятия из оборота продукции с истекшим сроком годности, то операции по утилизации нельзя рассматривать в рамках деятельности, направленной на получение дохода. В таком случае расходы на утилизацию, в том числе стоимость утилизированной продукции, не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку указанные расходы не удовлетворяют условиям ст. 252 НК РФ.

Таким образом, вопрос о возможности списания стоимости товаров с истекшим сроком годности на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, остается в разряде спорных.

При этом нужно учитывать, что в последних разъяснениях Минфина России (Письмо от 06.09.2010 N 03-03-06/1/580) провозглашается такой подход.

В случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли, если обязанность по выкупу товаров не установлена нормативными правовыми актами.