3.10. Контроль за уплатой страховых взносов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190
Закон N 212-ФЗ ввел новый термин - орган контроля за уплатой страховых взносов, который требует пояснений.
До 1 января 2010 г. правильность и своевременность уплаты ЕСН контролировали налоговые органы. После этой даты все контрольные функции переданы фондам, которые законом и названы органами контроля за уплатой страховых взносов.
С 1 января 2010 г. контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов осуществляют:
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.
На Пенсионный фонд возложен контроль за уплатой взносов не только на обязательное пенсионное страхование, но и на обязательное медицинское страхование.
Обязанности Фонда социального страхования РФ остались прежними. Он контролирует не только уплату взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и правильность выплаты организациями и предпринимателями сумм этих пособий.
Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ теперь могут проводить камеральные и выездные проверки, порядок проведения которых практически аналогичен правилам, установленным НК РФ в отношении налоговых проверок.
Камеральная проверка проводится на основе расчета, представленного плательщиком взносов. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета.
Выездную проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) фонда. Причем территориальные органы Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ должны разрабатывать ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут совместно осуществлять контроль за соблюдением законодательства плательщиками взносов.
В рамках выездной проверки может быть проверено не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Выездные проверки должны проводиться не чаще чем раз в три года, и срок их проведения не может быть более двух месяцев начиная со дня вынесения решения об назначении (ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе выездной проверки органы ФСС РФ проверяют правильность уплаты страховых взносов, а также и правильность расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Органы Пенсионного фонда РФ в ходе выездной проверки проверяют не только правильность начисления и уплаты взносов, но и документы, связанные с представлением сведений персонифицированного учета.
Отметим, что первая выездная проверка уплаты страховых взносов может состояться не ранее 2011 г. При этом проверяться будет только период 2010 г. Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Поскольку в соответствии с Законом N 212-ФЗ страховые взносы уплачиваются с 2010 г., то и проверять территориальные органы ПФР и ФСС могут только расчетный период 2010 г.
Выездные контрольные мероприятия уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды должны проводить налоговые инспекции.
Соответствующие разъяснения приведены в Письмах Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19 и Минфина России от 06.05.2010 N 03-04-08/1-95.
3.11. Ответственность за нарушения законодательства
Меры ответственности за нарушения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, предусмотрены Законом N 212-ФЗ.
За несвоевременное представление расчетов по взносам на плательщика налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Штраф по этому основанию не может превышать 30% указанной суммы и не должен быть менее 100 руб.
Если расчет представлен с опозданием более чем на 180 календарных дней, штраф составит 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, плюс 10% суммы страховых взносов по этому расчету за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Но при этом штраф не может быть менее 1000 руб.
Эти штрафы установлены ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
Отметим, что штраф за просрочку представления формы 4-ФСС РФ рассчитывается отдельно по видам страхования (Письмо ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328).
Дело в том, что плательщики страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов "на травматизм" обязаны представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в территориальный орган ФСС РФ расчет по форме 4-ФСС РФ.
Так как указанная форма содержит разделы по двум видам страхования, то и размер штрафа будет определяться отдельно по каждому из них.
В части взносов, подлежащих уплате при страховании временной нетрудоспособности и материнства, - по ст. 46 Закона N 212-ФЗ, а в части взносов "на травматизм" - по ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Отметим, что размеры штрафов, предусмотренных Законами N 212-ФЗ и N 125-ФЗ, одинаковы.
Если плательщик не уплатил взносы в результате занижения базы или иного неправильного их исчисления, на него налагается штраф в размере 20% неуплаченной суммы взносов. Если такие нарушения совершены умышленно, то штраф увеличивается до 40% неуплаченной суммы страховых взносов (ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
За непредставление в установленный срок документов (копий документов), необходимых для контроля за правильностью исчисления взносов, полнотой и своевременностью их уплаты, организация наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Штрафные санкции за нарушения, связанные с уплатой страховых взносов, предусмотрены для должностных лиц в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
За нарушение организацией срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 15.32 КоАП РФ).
Статья 15.33 КоАП РФ посвящена ответственности за нарушения порядка и сроков представления документов и иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов.
Если нарушен срок представления в органы внебюджетных фондов информации об открытии и закрытии счета в банке, то на должностных лиц налагается штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (п. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).
За нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствующий внебюджетный фонд на должностных лиц могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).
Оштрафовать могут и за непредставление в установленный срок (за отказ представить) документов и иных сведений, которые необходимы для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Такое нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. В таком же размере накажут и в том случае, если сведения представлены не в полном объеме или в искаженном виде (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
Наказуемо и непредставление в установленный срок документов и иных сведений в ФСС РФ, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (п. 4 ст. 15.33 КоАП РФ).
Закон N 212-ФЗ ввел новый термин - орган контроля за уплатой страховых взносов, который требует пояснений.
До 1 января 2010 г. правильность и своевременность уплаты ЕСН контролировали налоговые органы. После этой даты все контрольные функции переданы фондам, которые законом и названы органами контроля за уплатой страховых взносов.
С 1 января 2010 г. контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов осуществляют:
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.
На Пенсионный фонд возложен контроль за уплатой взносов не только на обязательное пенсионное страхование, но и на обязательное медицинское страхование.
Обязанности Фонда социального страхования РФ остались прежними. Он контролирует не только уплату взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и правильность выплаты организациями и предпринимателями сумм этих пособий.
Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ теперь могут проводить камеральные и выездные проверки, порядок проведения которых практически аналогичен правилам, установленным НК РФ в отношении налоговых проверок.
Камеральная проверка проводится на основе расчета, представленного плательщиком взносов. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета.
Выездную проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) фонда. Причем территориальные органы Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ должны разрабатывать ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут совместно осуществлять контроль за соблюдением законодательства плательщиками взносов.
В рамках выездной проверки может быть проверено не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Выездные проверки должны проводиться не чаще чем раз в три года, и срок их проведения не может быть более двух месяцев начиная со дня вынесения решения об назначении (ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе выездной проверки органы ФСС РФ проверяют правильность уплаты страховых взносов, а также и правильность расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Органы Пенсионного фонда РФ в ходе выездной проверки проверяют не только правильность начисления и уплаты взносов, но и документы, связанные с представлением сведений персонифицированного учета.
Отметим, что первая выездная проверка уплаты страховых взносов может состояться не ранее 2011 г. При этом проверяться будет только период 2010 г. Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Поскольку в соответствии с Законом N 212-ФЗ страховые взносы уплачиваются с 2010 г., то и проверять территориальные органы ПФР и ФСС могут только расчетный период 2010 г.
Выездные контрольные мероприятия уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды должны проводить налоговые инспекции.
Соответствующие разъяснения приведены в Письмах Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19 и Минфина России от 06.05.2010 N 03-04-08/1-95.
3.11. Ответственность за нарушения законодательства
Меры ответственности за нарушения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, предусмотрены Законом N 212-ФЗ.
За несвоевременное представление расчетов по взносам на плательщика налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Штраф по этому основанию не может превышать 30% указанной суммы и не должен быть менее 100 руб.
Если расчет представлен с опозданием более чем на 180 календарных дней, штраф составит 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, плюс 10% суммы страховых взносов по этому расчету за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Но при этом штраф не может быть менее 1000 руб.
Эти штрафы установлены ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
Отметим, что штраф за просрочку представления формы 4-ФСС РФ рассчитывается отдельно по видам страхования (Письмо ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328).
Дело в том, что плательщики страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов "на травматизм" обязаны представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в территориальный орган ФСС РФ расчет по форме 4-ФСС РФ.
Так как указанная форма содержит разделы по двум видам страхования, то и размер штрафа будет определяться отдельно по каждому из них.
В части взносов, подлежащих уплате при страховании временной нетрудоспособности и материнства, - по ст. 46 Закона N 212-ФЗ, а в части взносов "на травматизм" - по ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Отметим, что размеры штрафов, предусмотренных Законами N 212-ФЗ и N 125-ФЗ, одинаковы.
Если плательщик не уплатил взносы в результате занижения базы или иного неправильного их исчисления, на него налагается штраф в размере 20% неуплаченной суммы взносов. Если такие нарушения совершены умышленно, то штраф увеличивается до 40% неуплаченной суммы страховых взносов (ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
За непредставление в установленный срок документов (копий документов), необходимых для контроля за правильностью исчисления взносов, полнотой и своевременностью их уплаты, организация наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Штрафные санкции за нарушения, связанные с уплатой страховых взносов, предусмотрены для должностных лиц в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
За нарушение организацией срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 15.32 КоАП РФ).
Статья 15.33 КоАП РФ посвящена ответственности за нарушения порядка и сроков представления документов и иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов.
Если нарушен срок представления в органы внебюджетных фондов информации об открытии и закрытии счета в банке, то на должностных лиц налагается штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (п. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).
За нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствующий внебюджетный фонд на должностных лиц могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).
Оштрафовать могут и за непредставление в установленный срок (за отказ представить) документов и иных сведений, которые необходимы для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Такое нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. В таком же размере накажут и в том случае, если сведения представлены не в полном объеме или в искаженном виде (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
Наказуемо и непредставление в установленный срок документов и иных сведений в ФСС РФ, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (п. 4 ст. 15.33 КоАП РФ).