2.2.1. Коммунальные услуги, работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│  V  Введены  две  льготы,  освобождающие  от НДС реализацию коммунальных│

│     услуг и работ (услуг)  по  содержанию и  ремонту  общего имущества в│

│     многоквартирном  доме  (пп. 29  и  30 п. 3 ст. 149  НК  РФ).  Льготы│

│     распространяются   на   следующие   категории    налогоплательщиков:│

│     управляющие организации, товарищества  собственников жилья, жилищно-│

│     строительные,  жилищные  или иные специализированные потребительские│

│     кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в│

│     жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных  систем,│

│     с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.       │

│  V  Освобождены от НДС средства, поступающие указанным выше организациям│

│     на  формирование  резерва  для проведения  текущего  и  капитального│

│     ремонта  общего  имущества  в многоквартирном  доме (п. 3 ст. 162 НК│

│     РФ).                                                                │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ в ст. 149 НК РФ внесены дополнения, согласно которым с 1 января 2010 г. введены две новые льготы, освобождающие от НДС операции по реализации:

1) коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ);

2) работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, - при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, ст. 162 НК РФ с 1 января 2010 г. дополнена новым п. 3, согласно которому средства, поступающие указанным выше организациям на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в базу по НДС включаться не должны.

Новые льготы применяются независимо от того, кому оказываются услуги: физическим или юридическим лицам (Письма Минфина России от 05.07.2010 N 03-07-11/285, от 21.05.2010 N 03-07-07/29).

При этом нужно понимать, что рассматриваемые льготы касаются организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. В отношении административных зданий льготы, предусмотренные пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не применяются (Письмо Минфина России от 05.07.2010 N 03-07-11/285).

При применении рассматриваемых льгот нужно иметь в виду следующее.

Во-первых, льготы предоставляются только тем категориям налогоплательщиков, которые перечислены в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги; далее - управляющие организации).

Другие организации пользоваться льготами не могут.

То есть коммунальные услуги, реализуемые организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электроэнергии и газоснабжающими организациями, от НДС не освобождаются. Аналогичным образом не освобождаются от НДС работы (услуги) по содержанию и ремонту, оказываемые организациями (предпринимателями), непосредственно их выполняющими (Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169 доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@).

Управляющие организации, пользующиеся льготами в соответствии с пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, приобретают коммунальные услуги (работы по ремонту) у организаций коммунального хозяйства (лиц, выполняющих ремонт) по стоимости с учетом НДС и на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ включают его в стоимость приобретенных работ (услуг) (к вычету не заявляют).

Во-вторых, услуги, перечисленные в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, должны приобретаться перечисленными выше налогоплательщиками непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме.

По разъяснению Минфина России (Письмо от 06.08.2010 N 03-07-11/345), привлечение данными организациями и индивидуальными предпринимателями субподрядных организаций не лишает управляющие организации права на применение льготы.

Если же коммунальные услуги и (или) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме оказываются управляющими организациями собственными силами, то они от НДС не освобождаются (Письма Минфина России от 17.06.2010 N 03-07-11/256, от 23.12.2009 N 03-07-15/169).

Минфин России в Письме от 23.12.2009 N 03-07-15/169 обратил внимание на следующее.

Для применения льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по тем ценам, по которым они приобретены у ресурсоснабжающих предприятий (с учетом НДС).

Аналогичный порядок действует и в отношении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ) (Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-07-07/44).

Таким образом, фактически новые льготы никаких послаблений в порядок налогообложения коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов не внесли. Все эти работы (услуги) как облагались НДС у организаций, которые их фактически выполняют (оказывают), так и облагаются. Просто управляющие организации, выступающие фактически передаточным звеном между организациями, оказывающими услуги, и потребителями этих услуг, освобождены от необходимости начислять и ставить к вычету одни и те же суммы НДС. Никакого иного смысла в новых льготах, на наш взгляд, нет.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│  V  Введены  две  льготы,  освобождающие  от НДС реализацию коммунальных│

│     услуг и работ (услуг)  по  содержанию и  ремонту  общего имущества в│

│     многоквартирном  доме  (пп. 29  и  30 п. 3 ст. 149  НК  РФ).  Льготы│

│     распространяются   на   следующие   категории    налогоплательщиков:│

│     управляющие организации, товарищества  собственников жилья, жилищно-│

│     строительные,  жилищные  или иные специализированные потребительские│

│     кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в│

│     жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных  систем,│

│     с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.       │

│  V  Освобождены от НДС средства, поступающие указанным выше организациям│

│     на  формирование  резерва  для проведения  текущего  и  капитального│

│     ремонта  общего  имущества  в многоквартирном  доме (п. 3 ст. 162 НК│

│     РФ).                                                                │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ в ст. 149 НК РФ внесены дополнения, согласно которым с 1 января 2010 г. введены две новые льготы, освобождающие от НДС операции по реализации:

1) коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ);

2) работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, - при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, ст. 162 НК РФ с 1 января 2010 г. дополнена новым п. 3, согласно которому средства, поступающие указанным выше организациям на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в базу по НДС включаться не должны.

Новые льготы применяются независимо от того, кому оказываются услуги: физическим или юридическим лицам (Письма Минфина России от 05.07.2010 N 03-07-11/285, от 21.05.2010 N 03-07-07/29).

При этом нужно понимать, что рассматриваемые льготы касаются организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. В отношении административных зданий льготы, предусмотренные пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не применяются (Письмо Минфина России от 05.07.2010 N 03-07-11/285).

При применении рассматриваемых льгот нужно иметь в виду следующее.

Во-первых, льготы предоставляются только тем категориям налогоплательщиков, которые перечислены в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги; далее - управляющие организации).

Другие организации пользоваться льготами не могут.

То есть коммунальные услуги, реализуемые организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электроэнергии и газоснабжающими организациями, от НДС не освобождаются. Аналогичным образом не освобождаются от НДС работы (услуги) по содержанию и ремонту, оказываемые организациями (предпринимателями), непосредственно их выполняющими (Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169 доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@).

Управляющие организации, пользующиеся льготами в соответствии с пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, приобретают коммунальные услуги (работы по ремонту) у организаций коммунального хозяйства (лиц, выполняющих ремонт) по стоимости с учетом НДС и на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ включают его в стоимость приобретенных работ (услуг) (к вычету не заявляют).

Во-вторых, услуги, перечисленные в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, должны приобретаться перечисленными выше налогоплательщиками непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме.

По разъяснению Минфина России (Письмо от 06.08.2010 N 03-07-11/345), привлечение данными организациями и индивидуальными предпринимателями субподрядных организаций не лишает управляющие организации права на применение льготы.

Если же коммунальные услуги и (или) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме оказываются управляющими организациями собственными силами, то они от НДС не освобождаются (Письма Минфина России от 17.06.2010 N 03-07-11/256, от 23.12.2009 N 03-07-15/169).

Минфин России в Письме от 23.12.2009 N 03-07-15/169 обратил внимание на следующее.

Для применения льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по тем ценам, по которым они приобретены у ресурсоснабжающих предприятий (с учетом НДС).

Аналогичный порядок действует и в отношении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ) (Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-07-07/44).

Таким образом, фактически новые льготы никаких послаблений в порядок налогообложения коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов не внесли. Все эти работы (услуги) как облагались НДС у организаций, которые их фактически выполняют (оказывают), так и облагаются. Просто управляющие организации, выступающие фактически передаточным звеном между организациями, оказывающими услуги, и потребителями этих услуг, освобождены от необходимости начислять и ставить к вычету одни и те же суммы НДС. Никакого иного смысла в новых льготах, на наш взгляд, нет.