2.13.1. Страхование ответственности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 

С 2009 г. организации получили возможность учитывать в целях налогообложения затраты на любые виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).

В этой связи многие проблемы, возникавшие в связи с учетом расходов на страхование различных видов гражданской ответственности, канули в Лету.

В частности, это касается и возможности включения в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения, страховых взносов по договору страхования гражданской ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

До 1 января 2009 г. налоговики настаивали на том, что затраты на страхование ответственности по государственному или муниципальному контракту нельзя учесть в целях налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-06/1/643).

Однако теперь подход стал иным.

Его суть наиболее полно изложена в Письме ФНС от 15.10.2009 N 3-2-09/207@. Она состоит в следующем.

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заказчик (уполномоченный орган) может установить требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. В этом случае контракт заключается только после представления участником конкурса безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.

При этом заказчик (уполномоченный орган) в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. Если такого запрета в конкурсной документации нет, способ обеспечения исполнения контракта (из перечисленных выше) определяется участником конкурса самостоятельно.

Таким образом, если заказчиком (уполномоченным органом) установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, то страховые взносы по договору страхования ответственности по вышеуказанному контракту могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ, при условии, что конкурсной документацией данный вид обеспечения исполнения контракта не исключается.

Аналогичная позиция нашла отражение в Письме Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/1/155.

При этом Минфин настаивает на том, что возможность учесть рассматриваемые затраты в целях налогообложения прибыли появилась только после 1 января 2009 г.

Соответственно, если договор страхования ответственности по государственному контракту был заключен до 1 января 2009 г., то в расходах можно учесть только ту часть страховой премии, которая приходится на период после 1 января 2009 г. (Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/4/17).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса обязательным требованием, предъявляемым к саморегулируемым организациям в области строительства, является наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 000 руб. на одного члена некоммерческой организации.

Соответственно, страховые взносы по договорам страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/479).

С 2009 г. организации получили возможность учитывать в целях налогообложения затраты на любые виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).

В этой связи многие проблемы, возникавшие в связи с учетом расходов на страхование различных видов гражданской ответственности, канули в Лету.

В частности, это касается и возможности включения в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения, страховых взносов по договору страхования гражданской ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

До 1 января 2009 г. налоговики настаивали на том, что затраты на страхование ответственности по государственному или муниципальному контракту нельзя учесть в целях налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-06/1/643).

Однако теперь подход стал иным.

Его суть наиболее полно изложена в Письме ФНС от 15.10.2009 N 3-2-09/207@. Она состоит в следующем.

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заказчик (уполномоченный орган) может установить требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. В этом случае контракт заключается только после представления участником конкурса безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.

При этом заказчик (уполномоченный орган) в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. Если такого запрета в конкурсной документации нет, способ обеспечения исполнения контракта (из перечисленных выше) определяется участником конкурса самостоятельно.

Таким образом, если заказчиком (уполномоченным органом) установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, то страховые взносы по договору страхования ответственности по вышеуказанному контракту могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ, при условии, что конкурсной документацией данный вид обеспечения исполнения контракта не исключается.

Аналогичная позиция нашла отражение в Письме Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/1/155.

При этом Минфин настаивает на том, что возможность учесть рассматриваемые затраты в целях налогообложения прибыли появилась только после 1 января 2009 г.

Соответственно, если договор страхования ответственности по государственному контракту был заключен до 1 января 2009 г., то в расходах можно учесть только ту часть страховой премии, которая приходится на период после 1 января 2009 г. (Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/4/17).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса обязательным требованием, предъявляемым к саморегулируемым организациям в области строительства, является наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 000 руб. на одного члена некоммерческой организации.

Соответственно, страховые взносы по договорам страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/479).