3.1.2.2. Оборотные активы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 

По строке 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" отражаются данные со счетов 10, 14, 15, 16.

При ведении бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) нужно руководствоваться нормами ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", а также Методическими указаниями по учету МПЗ и Методическими указаниями по учету спецоснастки и спецодежды.

На счете 10 отражаются поступившие в организацию материалы, право собственности на которые уже перешло к организации.

Если право собственности к организации еще не перешло, но МПЗ уже поступили на склад, то они должны учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Возможна и другая ситуация, когда право собственности на МПЗ переходит к организации до момента их фактического поступления на ее склад. Например, когда поставщик находится в другом городе и по условиям договора обязательства поставщика считаются исполненными в момент передачи МПЗ перевозчику в оговоренном месте отгрузки.

Получив от поставщика извещение об отгрузке и расчетные документы, организация должна оприходовать МПЗ в бухгалтерском учете еще до их фактического прибытия. Учет таких материалов до момента их поступления на склад организации нужно вести на отдельном субсчете к счету 10.

Для учета материальных ценностей, находящихся в пути, можно использовать счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Получив от продавца извещение и расчетные документы, покупатель отражает отгруженные ему МПЗ по дебету счета 15 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по ценам, предусмотренным договором.

После того как МПЗ фактически поступят на склад покупателя, делается проводка по кредиту счета 15 в корреспонденции со счетом 10. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие товаров в пути.

По общему правилу учет материалов на счете 10 ведется по фактической себестоимости.

Однако это не единственно возможный вариант.

Материалы можно учитывать на счете 10 и по учетным ценам, что должно быть обязательно прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Учетные цены можно определять по-разному:

- исходя из цены, указанной в договоре;

- по планово-расчетным ценам;

- по ценам предыдущего месяца и т.п.

Учет материалов по учетным ценам ведется с применением счетов 15 и 16.

При поступлении материалов в организацию они приходуются на счете 10 по учетным ценам проводкой: Д-т счета 10 - К-т счета 15.

При этом по дебету счета 15 отражаются все фактические затраты организации на приобретение материалов.

По окончании каждого месяца разница между учетной стоимостью материалов и фактическими затратами на их приобретение списывается со счета 15 на счет 16. Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной.

После того как общая сумма отклонений на счете 16 определена, необходимо рассчитать сумму отклонений, которую можно списать со счета 16 в данном месяце (т.е. сумму отклонений, которая относится к использованным (выбывшим) в данном месяце материалам).

Порядок расчета суммы отклонений определен в п. п. 87 и 88 Методических указаний по учету МПЗ.

Суммы отклонений списываются со счета 16 на те же счета, на которые были списаны материалы.

Практические рекомендации. В целях налогообложения прибыли возможность списания материалов на расходы по учетным ценам с последующей корректировкой величины расходов на сумму отклонений учетных цен от фактической себестоимости не предусмотрена. Поэтому бухгалтерский учет материалов с использованием счетов 15 и 16 может привести к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета (особенно в случае использования упрощенных вариантов списания сумм отклонений).

Пунктом 25 ПБУ 5/01 предусмотрена возможность создания резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, который образуется на разницу между их текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью, если фактическая себестоимость выше текущей рыночной стоимости.

Этот резерв образуется в конце года за счет финансовых результатов организации.

Резервирование применяется ко всем материально-производственным запасам (материалам (счет 10), товарам (счет 41), готовой продукции (счет 43)), которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась.

На конец года организация определяет величину снижения стоимости МПЗ до их текущей рыночной стоимости по каждой единице учета и начисляет резерв.

Суммы созданного резерва отражаются по кредиту счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы" в составе прочих расходов.

В начале следующего года зарезервированная сумма восстанавливается. Для этого делается запись по дебету счета 14 и кредиту счета 91 (см. комментарий к счету 14 Плана счетов).

Таким образом, в результате уценки материалов их стоимость на счете 10 не меняется. Но в активе Баланса на конец года стоимость материалов показывается по строке 211 за вычетом суммы созданного резерва (в части МПЗ, отраженных на счете 10).

Кредитовое сальдо счета 14 в Балансе отдельно не отражается.

Для заполнения строки 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи" необходимо собрать данные, отраженные на счетах 41, 42, 43, 14, 15, 16.

Готовая продукция и товары для перепродажи являются частью МПЗ.

Правила их бухгалтерского учета регулируются ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Методическими указаниями по учету МПЗ.

Товары принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости их приобретения, которая включает сумму фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Общие правила определения фактической себестоимости товаров ничем не отличаются от правил определения фактической себестоимости материалов.

Организациям торговли предоставлено право формировать фактическую себестоимость товаров без учета расходов по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) (п. 13 ПБУ 5/01).

Транспортно-заготовительные расходы в этом случае списываются непосредственно в дебет счета 44 "Расходы на продажу".

Принятый организацией торговли порядок учета транспортно-заготовительных расходов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Организациям розничной торговли разрешено оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

В этом случае торговые наценки учитываются по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 41 "Товары".

Выбранный вариант оценки товаров должен быть отражен в приказе об учетной политике организации.

Если учетной политикой предусмотрен учет товаров по продажным ценам, то на счете 41 формируется розничная продажная цена товаров.

Размер торговой наценки устанавливается с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращения, учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу", а также сумму начисленного НДС и обеспечить получение прибыли.

По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.

Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи" стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме выручки, полученной за эти товары.

Чтобы выявить финансовый результат от реализации товаров, одновременно со списанием продажной стоимости товаров со счета 90 списывается сумма торговой наценки, приходящейся на проданные товары (сумма реализованного торгового наложения).

Таким образом, самое главное при учете товаров по продажным ценам - правильно рассчитать сумму реализованного торгового наложения.

На сегодняшний день существуют несколько способов расчета этой суммы. Один из них предусмотрен Инструкцией по применению Плана счетов (пояснение к счету 42).

Применяемый в организации способ должен найти свое отражение в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

После списания реализованной торговой наценки на счете 90 образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее доход от реализации товаров.

По строке 216 "Расходы будущих периодов" отражается сальдо по счету 97 (в части расходов, срок списания которых находится в пределах 12 месяцев от отчетной даты).

На счете 97 учитываются расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

Эти расходы списываются со счета 97 на счета учета затрат в течение срока, к которому они относятся.

Способ списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно при разработке учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета).

На практике расходы будущих периодов чаще всего списываются на затраты линейным способом (равномерно в течение периода, к которому они относятся).

Примерный перечень расходов, учитываемых на счете 97, приведен в пояснениях к этому счету (см. Инструкцию по применению Плана счетов):

- расходы, связанные с горно-подготовительными работами;

- расходы на освоение новых производств, установок и агрегатов;

- расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом (если не создается резерв на ремонт основных средств) и др.

К расходам будущих периодов, помимо перечисленных, относятся также расходы на приобретение:

- программных продуктов, правовых баз данных, которые используются в деятельности организации в течение длительного периода времени;

- сертификатов, разрешений и т.п.

По строке 220 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" отражается информация о суммах "входного" НДС, не предъявленных к вычету на начало и конец года (счет 19).

По дебету счета 19 отражаются следующие суммы НДС:

1) НДС, предъявленный поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (далее - "входной" НДС);

2) НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;

3) НДС, удержанный организацией как налоговым агентом;

4) НДС, начисленный на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами.

По кредиту счета 19 отражается списание сумм НДС в корреспонденции со следующими счетами:

1) счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" - в части сумм НДС, предъявляемых к вычету;

2) счета учета материальных ценностей (01, 04, 08, 10, 41) - в части сумм НДС, подлежащих учету в стоимости приобретенных товаров;

3) счета учета расходов (затрат) (20, 26, 44, 90, 91 и пр.) - в части сумм НДС, подлежащих учету в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг);

4) счет 91 "Прочие доходы и расходы" - в части сумм НДС, которые нельзя предъявить к вычету в связи с невыполнением условий, предусмотренных ст. ст. 171, 172 НК РФ <*>.

--------------------------------

<*> Имеется в виду ситуация, когда в принципе организация имеет право на вычет НДС, но в силу невыполнения каких-либо дополнительных условий (например, из-за отсутствия счета-фактуры) предъявить к вычету соответствующую сумму не представляется возможным.

Сумму "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) можно предъявить к вычету при одновременном выполнении следующих условий:

1) приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

2) товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В общем случае вычет НДС предоставляется независимо от факта оплаты приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав поставщику.

В 2010 г. уплата НДС является обязательным условием для вычета в следующих ситуациях:

1) ввоз товаров на территорию РФ. Вычет сумм НДС, уплачиваемых при ввозе товаров на территорию РФ, возможен только в размере фактически уплаченных сумм;

2) вычет НДС налоговыми агентами. Суммы НДС, удержанные налоговыми агентами, принимаются к вычету только после того, как налоговый агент фактически уплатит их в бюджет;

3) приобретение товаров (работ, услуг) на основании товарообменных сделок и (или) сделок, расчеты по которым осуществляются ценными бумагами либо путем зачета взаимных требований. Если товары (работы, услуги) были приняты к учету до 1 января 2009 г., то сумма "входного" НДС может быть предъявлена к вычету, только если она оплачена поставщику безналичным путем (на основании платежного поручения на перечисление денежных средств).

Соответственно, до момента оплаты указанные суммы НДС числятся на счете 19 и к вычету не предъявляются.

Кроме того, на счете 19 могут "зависнуть" суммы "входного" НДС по операциям, для которых предусмотрен особый порядок применения вычетов:

- операции, облагаемые НДС по нулевой ставке (п. 3 ст. 172 НК РФ);

- производство товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом (п. 7 ст. 172 НК РФ);

- нормируемые расходы (п. 7 ст. 171 НК РФ) (см. с. 308 - 313).

Также на счете 19 могут "задержаться" суммы НДС, по которым от поставщиков вовремя не поступили счета-фактуры либо в полученных счетах-фактурах есть ошибки, которые требуют исправления. До момента получения счета-фактуры (исправления ошибок, выявленных в счете-фактуре) соответствующие суммы НДС к вычету не предъявляются.

И наконец, остаток по счету 19 может иметь место в том случае, если у организации отсутствует налоговая база по НДС, поскольку налоговые органы настаивают на том, что необходимым условием для получения налоговых вычетов является наличие в данном налоговом периоде сумм НДС к начислению (кредит счета 68).

Если сумм НДС к начислению в данном налоговом периоде нет, то вычеты в этом налоговом периоде не предоставляются. Соответствующие суммы "входного" НДС должны числиться на счете 19 до того момента, пока по кредиту счета 68 не пройдет хоть какая-то сумма НДС к уплате в бюджет. В этом периоде организация может списать все суммы, скопившиеся на счете 19, в дебет счета 68.

Счета-фактуры, полученные организацией в том периоде, когда у нее не было НДС к начислению, регистрируются в книге покупок только в том налоговом периоде, когда у организации возникает налоговая база по НДС.

Такие разъяснения дают как налоговые органы (см. Письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/135777, от 09.12.2009 N 16-15/130771, от 09.11.2007 N 19-11/106815), так и Минфин России (Письма от 22.06.2010 N 03-07-11/260, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 02.09.2008 N 07-05-06/191, от 25.12.2007 N 03-07-11/642).

Заметим, что запрет на вычет НДС при отсутствии налоговой базы, на наш взгляд, не соответствует закону.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 налоговые вычеты. Никаких препятствий для применения вычетов в том случае, когда исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога равна нулю, гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

Это подтверждает и арбитражная практика.

Суды указывают на то, что налогоплательщик имеет право на вычет независимо от факта наличия или отсутствия сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2010 N А56-33884/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 28.06.2006 N А82-13134/2005-37, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2006 N А19-45980/05-5-Ф02-2647/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2008 N Ф04-6364/2008(13795-А45-14), ФАС Центрального округа от 27.07.2010 N А54-7322/2009С18, ФАС Московского округа от 05.05.2010 N КА-А40/4094-10-2, ФАС Поволжского округа от 04.02.2010 N А55-8837/2009).

Кроме того, по этой проблеме высказался и ВАС РФ, который также не нашел в гл. 21 НК РФ норм, устанавливающих зависимость между правом налогоплательщика на вычеты и наличием у него объекта налогообложения в данном конкретном налоговом периоде (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05).

Но к сожалению, арбитражная практика не спасет вас от споров с налоговым органом, который будет настаивать на том, что правом на вычет вы можете пользоваться только в тех периодах, в которых у вас есть налоговая база по НДС.

По строкам 230 и 240 отражаются данные о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются:

- более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строка 230),

- в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240).

При заполнении этих строк используются данные о дебетовых остатках на начало и конец отчетного периода по счетам 62, 60, 73, 76 за вычетом кредитового сальдо по счету 63 (резерва, созданного по этой задолженности).

Возможность создания резервов по сомнительным долгам предусмотрена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Решение о создании резервов по сомнительным долгам должно быть закреплено в приказе об учетной политике организации на соответствующий год.

Обратите внимание! В бухгалтерском учете резервы создаются не по всем сомнительным долгам, а только по суммам сомнительных долгов организаций и граждан за продукцию, товары, работы и услуги.

Например, задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва (Письмо Минфина России от 15.10.2003 N 16-00-14/316).

Жестких правил определения суммы отчислений в резерв в бухгалтерском законодательстве нет.

В п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета лишь указано, что резерв формируется за счет отчислений в него сумм сомнительных долгов, выявленных в ходе инвентаризации расчетов. Величина отчислений в резерв определяется исходя из оценки платежеспособности должника и степени вероятности погашения им долга.

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности оформляются Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88), который заполняется на основании справки к Акту (Приложение к форме N ИНВ-17).

В Акте по форме N ИНВ-17 отдельно указываются суммы задолженности, подтвержденные и не подтвержденные дебиторами.

Приняв решение о создании резерва, бухгалтер должен проанализировать информацию, отраженную в Акте по форме N ИНВ-17, в целях выявления сомнительных долгов, связанных с расчетами за товары (работы, услуги).

Что такое сомнительный долг?

Это дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией).

Выявив сомнительные долги, нужно определить величину отчислений в резерв по каждому такому долгу. Для этого бухгалтер должен на основании имеющихся документов оценить вероятность погашения долга. Чем больше эта вероятность, тем меньше сумма отчислений в резерв.

В бухгалтерском учете создание резерва отражается проводкой:

Д-т счета 91 - К-т счета 63 - отчисления в резерв по сомнительным долгам учтены в составе прочих расходов.

После создания резерва необходимо постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв.

При погашении задолженности в бухгалтерском учете одновременно делается проводка, уменьшающая сумму резерва на сумму отчислений, приходящихся на погашенную задолженность:

Д-т счета 51 - К-т счета 62 - погашена задолженность за товары (работы, услуги);

Д-т счета 63 - К-т счета 91 - сумма ранее созданного резерва в части, относящейся к погашенной задолженности, включена в состав прочих доходов.

При списании задолженности по причине истечения срока исковой давности (или в случае признания ее нереальной для взыскания) источником списания в первую очередь является созданный резерв (Д-т счета 63 - К-т счета 62 (76)).

И только в случае недостаточности величины созданного резерва оставшаяся сумма долга (в части, превышающей резерв) списывается непосредственно на финансовые результаты в составе прочих расходов (Д-т счета 91 - К-т счета 62 (76)).

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, какие-либо суммы резерва оказались неиспользованными, то при составлении годовой отчетности организации необходимо присоединить эти суммы к финансовому результату (т.е. в конце года необходимо сделать проводку: Д-т счета 63 - К-т счета 91).

При этом в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва по сомнительным долгам к финансовому результату и проведения инвентаризации дебиторской задолженности организация вновь может создать резерв по сомнительным долгам (если это предусмотрено учетной политикой на соответствующий год) (Письмо Минфина России от 12.07.2004 N 03-03-05/3/55).

Практические рекомендации. В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 отдельной строкой не показывается. При заполнении актива баланса данные о величине дебиторской задолженности приводятся за вычетом суммы начисленного резерва.

По строке 270 "Прочие оборотные активы" могут отражаться, например, следующие данные:

- стоимость недостающих или испорченных материальных ценностей, в отношении которых не принято решение об их списании в состав затрат на производство (расходов на продажу) или на виновных лиц, отражаемых по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

- суммы НДС, начисленные при отгрузке товаров (продукции), выручка от продажи которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете;

- суммы НДС и акцизов, начисленные по неподтвержденному экспорту и подлежащие впоследствии возмещению из бюджета (если организация вовремя не смогла подтвердить правомерность нулевой ставки, но имеет намерение сделать это в ближайшей перспективе).

Информация о суммах недостач материальных и иных ценностей (включая денежные средства), выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, отражается на счете 94.

Выявленные потери и недостачи МПЗ отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: недостачи имущества в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения, а сверх норм - за счет виновных лиц.

В случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки от недостач списываются на финансовые результаты.

В любом случае при выявлении недостач в учете делается следующая проводка:

Д-т счета 94 - К-т счета 41 (10, 43) - отражена фактическая себестоимость недостающих материально-производственных запасов на основании данных проведенной инвентаризации.

При выявлении недостачи в ходе приемки МПЗ стоимость недостающих ценностей отражается по дебету счета 94 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Списание потерь МПЗ в пределах норм естественной убыли отражается записью по кредиту счета 94 в корреспонденции с дебетом счета 44 "Расходы на продажу", а сверх норм - счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" (или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", если виновное лицо не является работником организации).

При отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании убытков делается запись с кредита счета 94 в дебет счета 91 (см. п. п. 233 - 237 Методических указаний по учету МПЗ).

Обратите внимание! Нормы естественной убыли представляют собой максимальную величину потерь, которую можно отнести на издержки обращения.

Если выявленные в результате инвентаризации потери меньше этой предельной величины, то списывается именно фактическая величина потерь.

Размер потерь должен быть документально подтвержден.

Если потери выявлены в ходе приемки товара, то в организации должен быть составлен Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) (Письмо Минфина России от 15.08.2006 N 03-03-04/1/628).

Если потери выявлены в ходе приемки импортных товаров, то составляется Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма N ТОРГ-3).

При выявлении потерь в ходе проведения инвентаризации размер потерь подтверждается Описью товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3) и Сличительной ведомостью (форма N ИНВ-19). На основании этих документов бухгалтер рассчитывает недостачи и потери в количественном и стоимостном выражении. Обе эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Потери МПЗ в организации могут случиться и по чрезвычайным причинам (в результате стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций), вызванным экстремальными условиями.

В этом случае проводится обязательная инвентаризация (п. 2 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете") и оформляется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме N ИНВ-26 (утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26).

Согласно этой ведомости и заключению инвентаризационной комиссии руководителем организации принимается решение о списании с баланса утраченных (испорченных) МПЗ.

Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных ситуаций, отражаются в составе прочих расходов по дебету счета 91.

По строке 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" отражаются данные со счетов 10, 14, 15, 16.

При ведении бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) нужно руководствоваться нормами ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", а также Методическими указаниями по учету МПЗ и Методическими указаниями по учету спецоснастки и спецодежды.

На счете 10 отражаются поступившие в организацию материалы, право собственности на которые уже перешло к организации.

Если право собственности к организации еще не перешло, но МПЗ уже поступили на склад, то они должны учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Возможна и другая ситуация, когда право собственности на МПЗ переходит к организации до момента их фактического поступления на ее склад. Например, когда поставщик находится в другом городе и по условиям договора обязательства поставщика считаются исполненными в момент передачи МПЗ перевозчику в оговоренном месте отгрузки.

Получив от поставщика извещение об отгрузке и расчетные документы, организация должна оприходовать МПЗ в бухгалтерском учете еще до их фактического прибытия. Учет таких материалов до момента их поступления на склад организации нужно вести на отдельном субсчете к счету 10.

Для учета материальных ценностей, находящихся в пути, можно использовать счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Получив от продавца извещение и расчетные документы, покупатель отражает отгруженные ему МПЗ по дебету счета 15 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по ценам, предусмотренным договором.

После того как МПЗ фактически поступят на склад покупателя, делается проводка по кредиту счета 15 в корреспонденции со счетом 10. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие товаров в пути.

По общему правилу учет материалов на счете 10 ведется по фактической себестоимости.

Однако это не единственно возможный вариант.

Материалы можно учитывать на счете 10 и по учетным ценам, что должно быть обязательно прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Учетные цены можно определять по-разному:

- исходя из цены, указанной в договоре;

- по планово-расчетным ценам;

- по ценам предыдущего месяца и т.п.

Учет материалов по учетным ценам ведется с применением счетов 15 и 16.

При поступлении материалов в организацию они приходуются на счете 10 по учетным ценам проводкой: Д-т счета 10 - К-т счета 15.

При этом по дебету счета 15 отражаются все фактические затраты организации на приобретение материалов.

По окончании каждого месяца разница между учетной стоимостью материалов и фактическими затратами на их приобретение списывается со счета 15 на счет 16. Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной.

После того как общая сумма отклонений на счете 16 определена, необходимо рассчитать сумму отклонений, которую можно списать со счета 16 в данном месяце (т.е. сумму отклонений, которая относится к использованным (выбывшим) в данном месяце материалам).

Порядок расчета суммы отклонений определен в п. п. 87 и 88 Методических указаний по учету МПЗ.

Суммы отклонений списываются со счета 16 на те же счета, на которые были списаны материалы.

Практические рекомендации. В целях налогообложения прибыли возможность списания материалов на расходы по учетным ценам с последующей корректировкой величины расходов на сумму отклонений учетных цен от фактической себестоимости не предусмотрена. Поэтому бухгалтерский учет материалов с использованием счетов 15 и 16 может привести к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета (особенно в случае использования упрощенных вариантов списания сумм отклонений).

Пунктом 25 ПБУ 5/01 предусмотрена возможность создания резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, который образуется на разницу между их текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью, если фактическая себестоимость выше текущей рыночной стоимости.

Этот резерв образуется в конце года за счет финансовых результатов организации.

Резервирование применяется ко всем материально-производственным запасам (материалам (счет 10), товарам (счет 41), готовой продукции (счет 43)), которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась.

На конец года организация определяет величину снижения стоимости МПЗ до их текущей рыночной стоимости по каждой единице учета и начисляет резерв.

Суммы созданного резерва отражаются по кредиту счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы" в составе прочих расходов.

В начале следующего года зарезервированная сумма восстанавливается. Для этого делается запись по дебету счета 14 и кредиту счета 91 (см. комментарий к счету 14 Плана счетов).

Таким образом, в результате уценки материалов их стоимость на счете 10 не меняется. Но в активе Баланса на конец года стоимость материалов показывается по строке 211 за вычетом суммы созданного резерва (в части МПЗ, отраженных на счете 10).

Кредитовое сальдо счета 14 в Балансе отдельно не отражается.

Для заполнения строки 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи" необходимо собрать данные, отраженные на счетах 41, 42, 43, 14, 15, 16.

Готовая продукция и товары для перепродажи являются частью МПЗ.

Правила их бухгалтерского учета регулируются ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Методическими указаниями по учету МПЗ.

Товары принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости их приобретения, которая включает сумму фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Общие правила определения фактической себестоимости товаров ничем не отличаются от правил определения фактической себестоимости материалов.

Организациям торговли предоставлено право формировать фактическую себестоимость товаров без учета расходов по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) (п. 13 ПБУ 5/01).

Транспортно-заготовительные расходы в этом случае списываются непосредственно в дебет счета 44 "Расходы на продажу".

Принятый организацией торговли порядок учета транспортно-заготовительных расходов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Организациям розничной торговли разрешено оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

В этом случае торговые наценки учитываются по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 41 "Товары".

Выбранный вариант оценки товаров должен быть отражен в приказе об учетной политике организации.

Если учетной политикой предусмотрен учет товаров по продажным ценам, то на счете 41 формируется розничная продажная цена товаров.

Размер торговой наценки устанавливается с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращения, учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу", а также сумму начисленного НДС и обеспечить получение прибыли.

По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение составляют отдельные виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.

Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи" стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме выручки, полученной за эти товары.

Чтобы выявить финансовый результат от реализации товаров, одновременно со списанием продажной стоимости товаров со счета 90 списывается сумма торговой наценки, приходящейся на проданные товары (сумма реализованного торгового наложения).

Таким образом, самое главное при учете товаров по продажным ценам - правильно рассчитать сумму реализованного торгового наложения.

На сегодняшний день существуют несколько способов расчета этой суммы. Один из них предусмотрен Инструкцией по применению Плана счетов (пояснение к счету 42).

Применяемый в организации способ должен найти свое отражение в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

После списания реализованной торговой наценки на счете 90 образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее доход от реализации товаров.

По строке 216 "Расходы будущих периодов" отражается сальдо по счету 97 (в части расходов, срок списания которых находится в пределах 12 месяцев от отчетной даты).

На счете 97 учитываются расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

Эти расходы списываются со счета 97 на счета учета затрат в течение срока, к которому они относятся.

Способ списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно при разработке учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета).

На практике расходы будущих периодов чаще всего списываются на затраты линейным способом (равномерно в течение периода, к которому они относятся).

Примерный перечень расходов, учитываемых на счете 97, приведен в пояснениях к этому счету (см. Инструкцию по применению Плана счетов):

- расходы, связанные с горно-подготовительными работами;

- расходы на освоение новых производств, установок и агрегатов;

- расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом (если не создается резерв на ремонт основных средств) и др.

К расходам будущих периодов, помимо перечисленных, относятся также расходы на приобретение:

- программных продуктов, правовых баз данных, которые используются в деятельности организации в течение длительного периода времени;

- сертификатов, разрешений и т.п.

По строке 220 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" отражается информация о суммах "входного" НДС, не предъявленных к вычету на начало и конец года (счет 19).

По дебету счета 19 отражаются следующие суммы НДС:

1) НДС, предъявленный поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (далее - "входной" НДС);

2) НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;

3) НДС, удержанный организацией как налоговым агентом;

4) НДС, начисленный на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами.

По кредиту счета 19 отражается списание сумм НДС в корреспонденции со следующими счетами:

1) счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" - в части сумм НДС, предъявляемых к вычету;

2) счета учета материальных ценностей (01, 04, 08, 10, 41) - в части сумм НДС, подлежащих учету в стоимости приобретенных товаров;

3) счета учета расходов (затрат) (20, 26, 44, 90, 91 и пр.) - в части сумм НДС, подлежащих учету в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг);

4) счет 91 "Прочие доходы и расходы" - в части сумм НДС, которые нельзя предъявить к вычету в связи с невыполнением условий, предусмотренных ст. ст. 171, 172 НК РФ <*>.

--------------------------------

<*> Имеется в виду ситуация, когда в принципе организация имеет право на вычет НДС, но в силу невыполнения каких-либо дополнительных условий (например, из-за отсутствия счета-фактуры) предъявить к вычету соответствующую сумму не представляется возможным.

Сумму "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) можно предъявить к вычету при одновременном выполнении следующих условий:

1) приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

2) товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В общем случае вычет НДС предоставляется независимо от факта оплаты приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав поставщику.

В 2010 г. уплата НДС является обязательным условием для вычета в следующих ситуациях:

1) ввоз товаров на территорию РФ. Вычет сумм НДС, уплачиваемых при ввозе товаров на территорию РФ, возможен только в размере фактически уплаченных сумм;

2) вычет НДС налоговыми агентами. Суммы НДС, удержанные налоговыми агентами, принимаются к вычету только после того, как налоговый агент фактически уплатит их в бюджет;

3) приобретение товаров (работ, услуг) на основании товарообменных сделок и (или) сделок, расчеты по которым осуществляются ценными бумагами либо путем зачета взаимных требований. Если товары (работы, услуги) были приняты к учету до 1 января 2009 г., то сумма "входного" НДС может быть предъявлена к вычету, только если она оплачена поставщику безналичным путем (на основании платежного поручения на перечисление денежных средств).

Соответственно, до момента оплаты указанные суммы НДС числятся на счете 19 и к вычету не предъявляются.

Кроме того, на счете 19 могут "зависнуть" суммы "входного" НДС по операциям, для которых предусмотрен особый порядок применения вычетов:

- операции, облагаемые НДС по нулевой ставке (п. 3 ст. 172 НК РФ);

- производство товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом (п. 7 ст. 172 НК РФ);

- нормируемые расходы (п. 7 ст. 171 НК РФ) (см. с. 308 - 313).

Также на счете 19 могут "задержаться" суммы НДС, по которым от поставщиков вовремя не поступили счета-фактуры либо в полученных счетах-фактурах есть ошибки, которые требуют исправления. До момента получения счета-фактуры (исправления ошибок, выявленных в счете-фактуре) соответствующие суммы НДС к вычету не предъявляются.

И наконец, остаток по счету 19 может иметь место в том случае, если у организации отсутствует налоговая база по НДС, поскольку налоговые органы настаивают на том, что необходимым условием для получения налоговых вычетов является наличие в данном налоговом периоде сумм НДС к начислению (кредит счета 68).

Если сумм НДС к начислению в данном налоговом периоде нет, то вычеты в этом налоговом периоде не предоставляются. Соответствующие суммы "входного" НДС должны числиться на счете 19 до того момента, пока по кредиту счета 68 не пройдет хоть какая-то сумма НДС к уплате в бюджет. В этом периоде организация может списать все суммы, скопившиеся на счете 19, в дебет счета 68.

Счета-фактуры, полученные организацией в том периоде, когда у нее не было НДС к начислению, регистрируются в книге покупок только в том налоговом периоде, когда у организации возникает налоговая база по НДС.

Такие разъяснения дают как налоговые органы (см. Письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/135777, от 09.12.2009 N 16-15/130771, от 09.11.2007 N 19-11/106815), так и Минфин России (Письма от 22.06.2010 N 03-07-11/260, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 02.09.2008 N 07-05-06/191, от 25.12.2007 N 03-07-11/642).

Заметим, что запрет на вычет НДС при отсутствии налоговой базы, на наш взгляд, не соответствует закону.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 налоговые вычеты. Никаких препятствий для применения вычетов в том случае, когда исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога равна нулю, гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

Это подтверждает и арбитражная практика.

Суды указывают на то, что налогоплательщик имеет право на вычет независимо от факта наличия или отсутствия сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2010 N А56-33884/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 28.06.2006 N А82-13134/2005-37, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2006 N А19-45980/05-5-Ф02-2647/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2008 N Ф04-6364/2008(13795-А45-14), ФАС Центрального округа от 27.07.2010 N А54-7322/2009С18, ФАС Московского округа от 05.05.2010 N КА-А40/4094-10-2, ФАС Поволжского округа от 04.02.2010 N А55-8837/2009).

Кроме того, по этой проблеме высказался и ВАС РФ, который также не нашел в гл. 21 НК РФ норм, устанавливающих зависимость между правом налогоплательщика на вычеты и наличием у него объекта налогообложения в данном конкретном налоговом периоде (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05).

Но к сожалению, арбитражная практика не спасет вас от споров с налоговым органом, который будет настаивать на том, что правом на вычет вы можете пользоваться только в тех периодах, в которых у вас есть налоговая база по НДС.

По строкам 230 и 240 отражаются данные о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются:

- более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строка 230),

- в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240).

При заполнении этих строк используются данные о дебетовых остатках на начало и конец отчетного периода по счетам 62, 60, 73, 76 за вычетом кредитового сальдо по счету 63 (резерва, созданного по этой задолженности).

Возможность создания резервов по сомнительным долгам предусмотрена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Решение о создании резервов по сомнительным долгам должно быть закреплено в приказе об учетной политике организации на соответствующий год.

Обратите внимание! В бухгалтерском учете резервы создаются не по всем сомнительным долгам, а только по суммам сомнительных долгов организаций и граждан за продукцию, товары, работы и услуги.

Например, задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва (Письмо Минфина России от 15.10.2003 N 16-00-14/316).

Жестких правил определения суммы отчислений в резерв в бухгалтерском законодательстве нет.

В п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета лишь указано, что резерв формируется за счет отчислений в него сумм сомнительных долгов, выявленных в ходе инвентаризации расчетов. Величина отчислений в резерв определяется исходя из оценки платежеспособности должника и степени вероятности погашения им долга.

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности оформляются Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88), который заполняется на основании справки к Акту (Приложение к форме N ИНВ-17).

В Акте по форме N ИНВ-17 отдельно указываются суммы задолженности, подтвержденные и не подтвержденные дебиторами.

Приняв решение о создании резерва, бухгалтер должен проанализировать информацию, отраженную в Акте по форме N ИНВ-17, в целях выявления сомнительных долгов, связанных с расчетами за товары (работы, услуги).

Что такое сомнительный долг?

Это дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией).

Выявив сомнительные долги, нужно определить величину отчислений в резерв по каждому такому долгу. Для этого бухгалтер должен на основании имеющихся документов оценить вероятность погашения долга. Чем больше эта вероятность, тем меньше сумма отчислений в резерв.

В бухгалтерском учете создание резерва отражается проводкой:

Д-т счета 91 - К-т счета 63 - отчисления в резерв по сомнительным долгам учтены в составе прочих расходов.

После создания резерва необходимо постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв.

При погашении задолженности в бухгалтерском учете одновременно делается проводка, уменьшающая сумму резерва на сумму отчислений, приходящихся на погашенную задолженность:

Д-т счета 51 - К-т счета 62 - погашена задолженность за товары (работы, услуги);

Д-т счета 63 - К-т счета 91 - сумма ранее созданного резерва в части, относящейся к погашенной задолженности, включена в состав прочих доходов.

При списании задолженности по причине истечения срока исковой давности (или в случае признания ее нереальной для взыскания) источником списания в первую очередь является созданный резерв (Д-т счета 63 - К-т счета 62 (76)).

И только в случае недостаточности величины созданного резерва оставшаяся сумма долга (в части, превышающей резерв) списывается непосредственно на финансовые результаты в составе прочих расходов (Д-т счета 91 - К-т счета 62 (76)).

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, какие-либо суммы резерва оказались неиспользованными, то при составлении годовой отчетности организации необходимо присоединить эти суммы к финансовому результату (т.е. в конце года необходимо сделать проводку: Д-т счета 63 - К-т счета 91).

При этом в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва по сомнительным долгам к финансовому результату и проведения инвентаризации дебиторской задолженности организация вновь может создать резерв по сомнительным долгам (если это предусмотрено учетной политикой на соответствующий год) (Письмо Минфина России от 12.07.2004 N 03-03-05/3/55).

Практические рекомендации. В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 отдельной строкой не показывается. При заполнении актива баланса данные о величине дебиторской задолженности приводятся за вычетом суммы начисленного резерва.

По строке 270 "Прочие оборотные активы" могут отражаться, например, следующие данные:

- стоимость недостающих или испорченных материальных ценностей, в отношении которых не принято решение об их списании в состав затрат на производство (расходов на продажу) или на виновных лиц, отражаемых по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

- суммы НДС, начисленные при отгрузке товаров (продукции), выручка от продажи которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете;

- суммы НДС и акцизов, начисленные по неподтвержденному экспорту и подлежащие впоследствии возмещению из бюджета (если организация вовремя не смогла подтвердить правомерность нулевой ставки, но имеет намерение сделать это в ближайшей перспективе).

Информация о суммах недостач материальных и иных ценностей (включая денежные средства), выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, отражается на счете 94.

Выявленные потери и недостачи МПЗ отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: недостачи имущества в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения, а сверх норм - за счет виновных лиц.

В случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки от недостач списываются на финансовые результаты.

В любом случае при выявлении недостач в учете делается следующая проводка:

Д-т счета 94 - К-т счета 41 (10, 43) - отражена фактическая себестоимость недостающих материально-производственных запасов на основании данных проведенной инвентаризации.

При выявлении недостачи в ходе приемки МПЗ стоимость недостающих ценностей отражается по дебету счета 94 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Списание потерь МПЗ в пределах норм естественной убыли отражается записью по кредиту счета 94 в корреспонденции с дебетом счета 44 "Расходы на продажу", а сверх норм - счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" (или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", если виновное лицо не является работником организации).

При отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании убытков делается запись с кредита счета 94 в дебет счета 91 (см. п. п. 233 - 237 Методических указаний по учету МПЗ).

Обратите внимание! Нормы естественной убыли представляют собой максимальную величину потерь, которую можно отнести на издержки обращения.

Если выявленные в результате инвентаризации потери меньше этой предельной величины, то списывается именно фактическая величина потерь.

Размер потерь должен быть документально подтвержден.

Если потери выявлены в ходе приемки товара, то в организации должен быть составлен Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) (Письмо Минфина России от 15.08.2006 N 03-03-04/1/628).

Если потери выявлены в ходе приемки импортных товаров, то составляется Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма N ТОРГ-3).

При выявлении потерь в ходе проведения инвентаризации размер потерь подтверждается Описью товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3) и Сличительной ведомостью (форма N ИНВ-19). На основании этих документов бухгалтер рассчитывает недостачи и потери в количественном и стоимостном выражении. Обе эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Потери МПЗ в организации могут случиться и по чрезвычайным причинам (в результате стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций), вызванным экстремальными условиями.

В этом случае проводится обязательная инвентаризация (п. 2 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете") и оформляется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме N ИНВ-26 (утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26).

Согласно этой ведомости и заключению инвентаризационной комиссии руководителем организации принимается решение о списании с баланса утраченных (испорченных) МПЗ.

Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных ситуаций, отражаются в составе прочих расходов по дебету счета 91.